Форум » Что, как и когда мы учим » Общая социология. Часть 2. » Ответить

Общая социология. Часть 2.

Антонина: 1. Предпосылки возникновения социологии как науки. 2. Позитивизм и натурализм в социологии XIX века. 3. Диалектико-материалистическое направление в социологии. 4. Психологическое направление в социологии. 5. Классическая немецкая социология. 6. Социологический подход в социологии (Э.Дюркгейм). 7. Русская социология XIX – XX веков. 8. Социология 20-30 гг. (Э.Мэйо, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон.). 9. Социология конфликта (Л.Козер, Р. Дарендорф). 10. Символический интеракционизм (Дж.Мид). 11. Этнометодология. 12. Теория структурации (Э.Гидденс). 13. Теория социальных изменений (П.Штомпка). 14. Отечественная социология ХХ века. 15. Объект социологии. 16. Предметное поле социологии. 17. Социология и другие науки. 18. Специфика социологического знания. 19. Структура социологического знания. 20. Ступени социологического знания. 21. Социальные общности и их виды. 22. Территориальные, демографические, и этнические общности. 23. Макросоциологический подход к пониманию общества. 24. Микросоциологический подход к пониманию общества. 25. Общество как социальная общность. 26. Общество как социальная система. 27. Стабильность и нестабильность социальной системы. 28. Социология и культура. 29. Историческая и естественная структуры общества. 30. Социальная, стратификационная и феноменологическая структуры общества. 31. Социальная стратификация. 32. Социальная мобильность. Понятие маргинальности. 33. Социальные группы и их типология. 34. Социальные организации и их типы. 35. Система, уровни и функции социального управления. 36. Социальная политика государства. 37. Социальный институт и его признаки. 38. Структура, функции и классификация социальных институтов. 39. Экономические социальные институты. 40. Социальные институты в сфере политики. 41. Институты социальной сферы. 42. Институты духовной сферы. 43. Понятие и типология личности. 44. Социальный статус личности. 45. Социальные роли личности. 46. Структура личности. 47. Образ жизни личности. 48. Уровень и стиль жизни личности. 49. Сущность и фазы социализации личности. 50. Этапы и механизмы социализации личности. 51. Девиация и ее типы. 52. Социальный контроль. 53. Социальный процесс и социальный прогресс. 54. Теории социальных изменений: флуктуации, структурации, синергетики. 55. Теория глобализации социальных изменений. 56. Основные показатели социокультурного развития России. 57. Сущность и стадии социального конфликта. 58. Теории социального поведения и его типология. 59. Общественные движения. 60. Модернизм и постмодернизм в социологии. 61. Общество и государство. 62. Социологические проблемы демографии 63. Среда обитания человека. 64. Проблема неравенства в социологии.

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Антонина: 60. Модернизм и постмодернизм в социологии. Понятие постмодернизма (постсовременности) формируется в социологии с целью теоретического обобщения принципиальных и особых черт общества в отношении к теориям современности. Существует два достаточно определенных смысла постсовременности: онтологическое толкование предполагает особый тип социальной реальности или общества; методологическое понимание имеет ввиду особый стиль социального мышления, что соответствует понятию постмодерна. Примером первого может служить статья Э.Гидденса "Постмодерн" [1]; примером второго, с определенными оговорками, можно указать книгу З.Баумана "Мыслить социологически" [2]. Постмодернистское направление в социологии, представляет собой эпистемологическое оформление интеллектуальных усилий по созданию типа мышления и методологии познания общества на иных и более широких, чем рационалистические традиции, предпосылках. В социологии постмодернизм охватывает большинство направлений и проблем, преобразовывая прежде всего институционально-структуралистские теории. При объяснении подобных переходов используют понятие культурной порождающей модели, зачатки и основы которой созданы на рубеже XIX-ХХ столетий, когда категории социального пространства, времени и причинности приобрели несвойственное им ранее толкование моделей и средств конструирования социальной реальности. методологический аппарат постмодернизма не оформлен, используемые им языковые средства заимствованы из разных сфер познания и культуры, а претензии, в зависимости от авторов, могут быть как скромными, частичными, так и радикально-парадигмальными. Среди основных проблем постмодернизма обсуждаются: конец веры в господство всеобщей научно-рационалистической и единственной теории социального прогресса; замена эмпирических теорий истины постэмпирическими; расширенное внимание к явлениям бессознательного в социальных действиях; возрастание роли свободно конструируемых теорий и плюрализма концепций. Основной тезис постмодернизма можно определить как утверждение нерационалистических оснований социального консенсуса и стремление обосновать идею, что общество не исчерпывается рационалистическими представлениями, которыми оперировали создатели теорий современного общества. Большое внимание постмодернизм уделяет социальной коммуникации, делая ее центральной категорией этого типа мышления и подчеркивая, что виртуальная реальность детерминирует реальность объективную. З.Бауман, Задача социологии заключается в проникновении в опыт чужой жизни и отыскании его смысла, таким образом усиливаются герменевтические тенденции в социологическом мышлении, подчеркивается авторское присутствие в социальном мышлении. предмет, метод и задачи социологии приобретают более широкие очертания по мере того как получают признание нерационализированные и нелигитимные сферы социального смысла.

Антонина: 59. Общественные движения. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками (ФЗ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г.). Высшим руководящим органом О. д. является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом О. д. является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан: - объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения; и - законно реализующих право на свободу ассоциации. Общественные объединения являются свободными коллективными образованиями, осуществляющими взаимодействие гражданского общества и государства. В РФ общественные объединения могут создаваться в одной из шести организационно-правовых форм: - общественная организация; - общественное движение; - общественный фонд; - общественное учреждение; - орган общественной самодеятельности; - политическая партия.

Антонина: 64. Проблема неравенства в социологии. Проблема социального неравенства занимает одно из центральных мест в современной социально-философской науке, т.к. благополучие человека, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы во многом зависят от того, какое социальное пространство он занимает в обществе. Социальная структура любого общества организована таким образом, что ее институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Поэтому социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других, тем самым образуя социальное неравенство в обществе. Социальное неравенство людей является неизбежной константой существования любого общества, в том числе и современного, т.к. нельзя представить себе общество, в котором вообще не существовало бы неравенства. Оно образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями деления общества на различные группы. Социальное неравенство можно рассматривать с разных точек зрения. Можно констатировать, что люди неравны от природы: каждый обладает собственным неповторимым набором характеристик, и в этом смысле ни один человек не может быть абсолютно равен другому. Таким образом, природное (биологическое) неравенство в какой-то мере предопределяет социальное неравенство. Социальное неравенство возникает тогда, когда кто-либо наделяется привилегией по отношению к другим людям (или группе) в зависимости от обладания той или иной характеристикой. Таким образом, вопрос о социальном равенстве или неравенстве может быть решен только относительно конкретной проблемы, то есть только в рамках конкретной социальной ситуации, когда имеется в наличии конкретная задача и известны те характеристики, которыми должен обладать человек, ее решающий. Термины «равенство» и «неравенство» целесообразно использовать только при сравнении гомогенных (однородных) объектов, и они неприменимы к объектам гетерогенным. При этом одни характеристики человека могут быть значимы в одной зоне и незначимы в других. Социальное же неравенство предполагает наличие стратификации в обществе, основанной на социальной дифференциации и представляющей собой систему. В ней отдельные индивиды, категории людей, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения своих собственных социальных и культурных потребностей. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно. К. Маркс говорил, что интуитивно сознание людей в определении социальной справедливости исходит из реальных возможностей общества. Особенно болезненно оно обостряется, когда неэффективно используются возможности или какая-то группа присваивает больше, чем ей полагается. Еще древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он говорил, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Идейная основа взглядов М. Вебера состоит в том, что индивид является субъектом действия, а типический индивид — субъектом социального действия. Он стремился развить альтернативный анализ исходя из множественности источников социальной иерархии. В противовес К. Марксу, М. Вебер, кроме экономического аспекта стратификации, учитывал также такие аспекты как власть и престиж Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Основные виды неравенства: Экономическое Политическое Половое Статусное (профессия, должность)


Антонина: 9. Социология конфликта (Л.Козер, Р. Дарендорф). Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т.д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех». Позже в конце 19 в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс разработал несколько иной взгляд в данной области. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе. Выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель был, в частности, заинтересован в изучении конфликта в малых группах. Он замечал, что конфликты среди членов одной тесно связанной группы имеют тенденцию быть более интенсивными нежели конфликты среди людей, которые не разделяют общих чувств принадлежности к одной группе. 1) Согласно концепции Л. Козера: · обществу присуще неизбежное социальное неравенство = = напряженность в отношениях между индивидами и группами = социальный конфликт; · социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; · социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, нанесение ущерба или уничтожение соперника. 2) Конфликтная модель общества Р. Дорендорфа: · постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта; · любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти; · разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат – изменение социальной структуры самого общества. 3) Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга · все конфликты имеют общие образцы развития · конфликт неотделим от общественной жизни; · Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны; · 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический – анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные). Динамический – изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы. Конфликт – высшая форма противоречия Здравомыслов: · Конфликт – форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями · Группы конфликтов: по поводу жизненных средств, столкновение интересов, ценностные. 57. Сущность и стадии социального конфликта. 1. Определение конфликта и конфликтной ситуации Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов. Элементы конфликтной ситуации участники конфликта объект конфликта Объект конфликта - это неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта). 2. Динамика конфликта Этапы протекания конфликта Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией. Формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная группа). Инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта. Активные действия сторон. Завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются: выигрыш - проигрыш выигрыш - выигрыш проигрыш - проигрыш 3. Характеристики и факторы протекания конфликтов Характеристики конфликта насильственность интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников) Факторы конфликта Связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (стабильностью семьи и т.д.) Условия организации конфликтных групп Условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен. Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп. Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт, чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт. Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти в социальных системах. Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта. На завершение конфликта влияет: готовность обеих сторон принять некоторое соглашение; четкость формулировок, ограниченность целей Таким образом, завершение конфликта зависит как от объективной ситуации, так и от особенностей восприятия ее участниками. 4. Стратегии отношения к конфликтам Различают следующие стратегии: Уход (попытки отклониться от конфликта) Отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт) Подавление (ликвидация оппонента) Данные стратегии обычно характеризуют как нерациональные, т.к. их реализация не ведет к развитию социальных систем, как правило, провоцирует разрушение социального взаимодействия. Рациональной стратегией называют регулирование. Оно подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом. Этапами регулирования выступают: обнаружение конфликта организация конфликтных групп создание правил Формами регулирования выступают различные варианты переговоров.

Антонина: 52. Социальный контроль. социализация - это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Термин ввел Тард. Р. Парк, социальный контроль – целенаправленное влияние общества на индивида в целях создания и рбеспечения в обществе социального порядка. Он включает два главных элемента - нормы и санкции. Нормы- предписания того, как надо правильно себя вести в обществе. Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальный контроль - фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору. Социальный контроль имеет отношения ко всякому групповому или индивидуальному действию. Виды: формальный, не формальный

dezzpi: 60. Модернизм и постмодернизм в социологии. Модерн в социологии: Все классические теории в социологии, которые мы знаем от О. Конта до Т. Парсонса, можно назвать модернистическими. Модерн можно охарактеризовать: -доминированием рациональности, -верой в прогресс и науку, как инструмент прогресса, -стремлением объяснить общество и спрогнозировать будущее. Э. Гидденс ввел понятие "радикальный модерн" для обозначения новой эпохи в развитии общества. К социологам радикального модерна можно отнести классиков: Э. Гидденса, П. Бурдье, П. Штомпку, Ю. Хабермаса, Т. Лукмана и П. Бергера, постструктуралистов: М. Фуко, У. Эко, Р. Деррида, Р. Барта, теоретиков социального обмена: Дж. Колмена и др. (современные теории модернистического толка - неклассические и постклассические). Постмодерн в социологии: Вырастает как реакция на то, что социальные изменения не могут быть объяснены с помощью теорий модерна и радикального модерна. Постмодернисты подчеркивают что мир сильно изменился (онтологические предпосылки постмодерна) : -бытие индивида происходит в контексте стремительно изменяющего мира, с характерными ему разрывами, рассеянием и хаотичном развитии -социальные изменения происходят беспорядочно -опыт личности, в следствие этого, приобретает фрагментарный характер -истина обретает контекстуальный характер -ощущение теоретической беспомощности теорий модерна З. Бауман (запомните это имя) определяет постмодерн так. Постмодерн - это определенное состояние общественного сознания, отличающееся от сознания модерна. Отличия же следующие: -постоянно происходящие изменения, "ускользающий мир" (Э. Гидденс) -отсутствие каких-либо универсалий (моральных, политических, социальных) -доминирование СМИ и их продуктов (бренды, клише, мифы и т.д.) -отсутствие основной реальности ибо все, в конечном итоге, представлено символами Постмодернисты особенно подчеркивают то, что сильной трансформации подверглась мораль. Отличие постмодерна от модерна: мод: рациональный инструментарий постмод: рациональный + иррациональный инструментарий мод: покорение мира и природы постмод: необходимость борьбы против покорения мира и природы мод: законодатели мнений постмод: интерпретаторы мнений Акцент в теоретизировании на такие понятия как: риск, идентификация, потребительское общество, символические признаки, тело Черты новой социологии постмодерна: молодой подход. -предмет - сложность, непредсказуемость потребительского общества -изуч. независимых социальных агентов, которые ради достижения своих целей, стремяться преодолеть централизованный контроль -изуч. состояний и переживаний самих теоретиков постмодерна -изуч. идентификации соц. агентов, которая хаотично меняется, целей идентификации и проблем выбора и смены идентификаций -изуч. отношений людей к своему телу, как объективного, так и субъективного -изуч. выборов, связей, кооперации, конфликта и др. видов отношений независимых социальных агентов -изуч. знания и обладания знанием, которое приобретает ключевую роль в современном мире (информационное общество, так-то) -изуч. символических признаков (мода, вещи, слоганы, идеи и т.д.) -изуч. отношения свободы и безопасности (терроризм, беспокойство и т.д.) Представители постмодерна в социологии: Ж. Бодриар, З. Бауман, Н. Луман, У. Бек, теоретики нового типа рациональности

Антонина: 51 вопрос. Девиация Социа́льная девиа́ция — "поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя" [1]. Проблема социальной девиации находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например, Э. Дюркгейм написал работу "Самоубийство" (1897), ставшую классическим произведением в этой области. Социология изучает девиации как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах. "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяются социально". "Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к нарушителю (Беккер X.С.). Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса - фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие нормой и девиацией становится неопределённым, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Социология изучает девиации в связи с механизмами социализации. Девиация является продуктом определённых социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и "девиантная карьера", которые ведут к социальной изоляции, ещё более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности. Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Три основных компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение. В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены /203/ к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Мыслители прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность так называемых общих состояний: "умственных дефектов", "дегенеративности", "слабоумия" и "психопатии". Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. Теория аномии. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выражение в понятии "социальных обручей", введенном Трэвисом Хирши (1969). Хирши утверждает, что, чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем глубже их привязанность, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Теория аномии Мертона. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Таблица 7-3. Типология девиации Мертона Способ адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства Конформизм + + Инновация + - Ритуализм - + Ретреатизм (бегство от действительности) - - Бунт + + Примечание. Плюс обозначает согласие, а минус – отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Источник: R.K. Merton. Social Theory and Social Structure. – N. Y., 1957, p. 140. Девиация представляет собой процесс развития, в ходе которого можно выделить несколько стадий: а) формирование норм; б) сущность норм; в) совершение девиантного поступка; г) признание поступка девиантным; д) признание человека девиантом; е) стигматизация; ж) следствия стигматизации; з) коллективные формы девиантного поведения. Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или "вернуть их в строй". Среди формальных организаций, контролирующих девиацию, основную роль играют полиция, суды и тюрьмы. В каждой из рассмотренных нами теорий выделяются различные аспекты девиации, но при этом подвергаются критике все другие подходы. Упорядочить эти подходы возможно, если взглянуть на девиацию как на процесс развития. Таким образом можно определить ряд важных переходных моментов (или даже стадий) в развитии девиантного поведения. Мы рассмотрим восемь факторов в развитии девиантной "карьеры": 1. создание норм; 2. сущность норм; 3. совершение девиантного поступка; 4. признание поступка девиантным; 5. признание человека девиантом; 6. стигматизация (клеймение); 7. следствия стигматизации; 8. коллективные формы девиации.

DinAlt: так как мне лень формализировать инфу с прошлого семестра, да и не все там так просто, просто делю на 3 блока. http://socd1.borda.ru/?1-1-0-00000019-000-0-0-1198542021 - этим пользоваться. И да пребудут с нами Светлые боги:)

Хохмач: Что ж, начинаем

Хохмач: 1. Предпосылки возникновения социологии как науки. Главная предпосылка - появление капитализма. Причины: 1)охранительная причина(буржуазия хотела сохранить свою власть) 2)достижения в естествознании 3)политическая(возникают одинаковые полит. структуры, профсоюзы, парламент и т.д.) 4)теоретические предпосылки: -появление новых методов (наблюдение и эксперимент в естествознании) -достижения социальной философии (появление понятий:классы, классовая война, гражданское общество) -появление статистики (статистических данных о рожд, смерти и.т.д) становление: первые направления в социологии: позитивизм, натурализм 1.Конт. Считал, что социология должна основываться на фактах, уйти от абстракции. знания (по конту): верифицируемые, неверифицируемые(философ.,психолог.,религ.) Конт выделял соц. статику и соц. динамику. методы в социологии: наблюдение (закон о преобладании наблюдения перед воображением), эксперимент (создание искусственных условий для проверки как действует явление), сравнительный (основополагающий). верификация должна осуществляться по 3 принципам: эмпиризм (источником знаний должен быть опыт), позитивизм (проверяться должны факты), физикализм (понятия социологии нужно свести к понятиям физики по конкретности и точности). 2.Спенсер. Рассматривал общество как организм. об-во имеет свои биолог законы, в природе борьба за выживание, в обществе классовая борьба. функции: земледелие (функция питания), торговля ( кровообращение), армия (кожа), транспорт (сосуды). Понятие соц. института. Эволюция общества строится по принципам: -дифференциация (разделение структуры) -интеграция(взаимосвязь эл. структуры) -возрастание порядка Спенсер-соц.дарвинист 3. Маркс азработал мат. понимание истории. Законы: -способ производства определяет полит. и дух. жизнь(надстройка) -первенство экономики(базиса над надстройкой) -общ.-экономическая формация (5 штук) Формации: первобытная - рабовладельческая - феодальная - буржуазная - комм. ОШИБКИ МАРКСА: Частная собственность сковывает производства, общ. - развивает Классовая борьба должна усиливаться Человеческие условия возможно создать только через революцию 4. Уорд Эволюционист. Психологическое направление. Концеп. социальных сил: определяющее - это поведение человека. Главная черта - желание. Первичные: голод, жажда, секс Вторичные: интел., моральные, эстет. Удовлетворение желаний - через труд. 5. Гидденс Считал, что общество - психологическое явление. Для общества важны суб. факторы - солидарность. Классы ( по солидарности) : -социальный (защита общества) -несоциальный (по барабану) -псевдосоциальный (те, кто живет за счет общества) -асоциальный (вредители) 6. Лебон Теория толпы. Однородная толпа - классы, касты, секты Разнородная толпа - парламент, футболисты, болельщики (примеры от Ляшенко) Любая толпа разрушительна: -чел. теряет индивидуальност -чувство реальности происходящего -увелич. внушаемость -подчинение "лидеру" 7. Тард в обществе основной процесс - подражание. Низшие подражают высшим. СМИ - как транслятор образов. 8. Ч. Кули - разделял группы на первичные и вторичные. Теория Зеркального Я - индивид находит в других свое отражение выраженное в: -мнении других о себе -своем мнении о себе -интегральном чувстве (стыда, гордости и т.д.) 9. Теннис - социология как система понятий. Соц. знание: -чистое (теория) -прикладная -эмпирическое Связи: -общественные (рац.) -общинные (похоже на первич. группы) Формы соц. жизни: -соц. отношения (объективны) -группы (общ. цель) -корпорации (внутреняя организация) 9. Зиммель Основа общества - взаимодействие (конфликт, конкуренция и т.д.) 10. Вебер учение об идеальных типах (исторические - отраж. реальность , социологически- отраж. деятельность ученого) учение о понимающей социологии (любое действие ожидаемо) классификация действий. деление общества на традиц. и индустриальное. "дух. отношения не менее важны нежели производственные". "развитию отношений способствует этика" 11. Дюркгейм - социологический подход. Соц. реальность - первична, индивидуальная - вторична. Соц. методы базируются на соц. фактах, которые сущ. независимо от человека, и давлеют на него. Исследование должно строится на сравнении. Солидарность и распределение труда. Самоубийство. Растройство функций соц. инстов - аномия. Становление социологии в ХХ веке. -Появление эмпиризма. -Появление новых направлений. -Отход от классики - попытки соединить теории и эмпиризм. -появление полипарадигмальности. -кризис соц. знания Этапы развития: - 1920 - 30. Развитие эмпиризма. Томас, Знанецкий: исследование "Польский крест. в Америке". Проникновение соц. в производство - индустриальная соц. Хортонский эксперимент, социолог Мэйё. На производство влияет симпатия и антипатия в коллективе. - 1940 - 60. Построение теоретико-методологической системы. П. Сорокин, соц. стратификация и соц. мобильность. Парсонс, соц. действия: любое соц. действие предполагает: -действующее лицо -конкретную ситуацию -условие действия (цели и нормы) т.Структурно-функционального анализа: Усложнение соц. системы -> устойчивость системы уменьшается (дифференциация структуры). Система проходит 3 революции: - промышленная - демократическая - образовательная Условия функционирование: -поддержание ценностного образца -интеграция -целедостижение -адаптация В соц. системе: -нормы -ценности - роли -организация Мертон. Любую соц. систему можно подвергнуть анализу. Постулаты анализа: -эл. системы должны быть функциональны -все эл. выполняют соц. функции -все эл. необходимы в той или иной ситуации. Т. среднего уровня - между теорией и эмпирией должен быть посредник - теория среднего уровня. Функция и дисфункция соц. инста. Явная и латентная функция соц. инста. Аномия (как разлад структуры и функций). -1970-85 Социология становится полипарадигмальной. Парадигмы - конфликта(Козер, Дарендорф), обмена(Хоманс и Блау), символического интеракционизма(Мид), функц.-структур(Парсонс, Мертон), этнометодология(Гарфинкель), феномен. социология (Шюц, Бергер, Лукман). -1985-по настоящее время Интеграция всей социологии, возниковение постклассики, кризис соц. знания.

Хохмач: 2. Позитивизм и натурализм в социологии XIX века. 3. О. Конт как основатель социологии. Ну ребята… I Делил общества на: прежние (военные и теологические) и современные (индустриальные и научные) Закон трёх стадий общественного развития: 1) Теологическая (фетишизм – политеизм - монотеизм) 2) Метафизическая (категории Бога, природы, материи, духа и поиск ответов на конечные философские вопросы) 3) Позитивная или научная (опора на факт, дедукция, анализ, вывод законов) II Законы общества есть продолжение законов природы, отсюда вытекает их данность на все времена! По этой же причине нельзя проникнуть в сущность и причины соц явлений и процессов. По этой же причине предпочтение отдавалось соц статике. III Два раздела – соц статика и соц динамика IV Про классификацию-пирамиду все помнят. По нисходящей – социология-биология-химия-физика-астрономия-математика. Заметьте - нет психологии! Критерии классификации – в порядке появления и усложнения. V Конт абсолютно не рассматривал индивида как особый предмет изучения. Можно говорить об антииндивидуализме всего учения Конта. VI Способы сравнения: человеческое и животное общества, разные общества в одно время, одно общество на разных этапах своего развития В принципе, всё. 4. Г. Спенсер – родоначальник органицистской школы в социологии. Спенсер относился к социологии как к всеобъемлющей науке, включающей в себя и этнографию, и антропологию, и общую теорию историчекого развития. В отличие от Конта, который связывал новую науку с прогрессом идей, понятий об обществе, он считал, что предмет социологии это конкретная объективная реальность, соц явления и процессы. Общество это особое бытиё, которое слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь — постоянство отношений между частями. Общество есть организм. Сходства с организмом: наличие роста, усложнение стрроения по мере роста, взаимозависимость частей, разделение функций частей Различия: в обществе сознание распределено по всему агрегату, а в организме оно сконцентрировано; биологический организм связан непросредственным контактом частей, а в обществе части рассеяны в пространстве; в организме части служат на благо целого, а в обществе наоборот. В обоих случаях жизни единиц продолжаются ещё некоторое время после смерти агрегата. Земледелие = питание, торговля = кровообращение, армия = кожный покров, транспорт = сосудистая ситсема и т.п. Эти параллели с организмом — одна из первых попыток системно-структурного подхода. Спенсер утверждал, что социология должна раскрывать действие всеобщих законов эволюции, изучая массовые, типичные процессы. Единичное, случайное социология должна отвергать. Уделял большое внимание анализу как эволюции в целом, так и социальной эволюции. Эволюция предполагает: 1)менее связные формы общ жизни связываются, интегрируются 2)движение от неупорядоченности к порядку 3)возрастание свободы, которая достигает своего пика в индустриальном обществе, ибо в нём не личность подчиняется обществу, а наоборот — общество работает на индивида Социальные факты — явления, определяющие процесс соц эволюции (изменение строя, характер политич организации общества и др.) Ввёл понятие института. Институт — это способ и форма организации совместной жизни людей. Совокупность институтов = структура общества. По мере эволюции общества, возникает всё больше институтов, и их труктуры усложняются. Типы институтов: 1) домашние (семья, брак) 2) обрядовые (этикет, мода) 3) политические (государство, армия, право, полиция) 4) церковные 5) профессиональные и промышленные

Хохмач: 4. Психологическое направление в социологии. 2. Психологическая социология конца XIX — начала XX в. (Инстинктивизм. Психология народов. Теория подражания. Интеракционизм). Инстинктивизм Основатель – Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) Социальные явления трактуются в терминах неосознанных инстинктов, импульсов, стремлений. М-Д стремился создать такую психосоциальную систему общественных наук, в которой базисом была бы психология, а всё остальное, в т.ч. социология, было бы надстройкой. В качестве основной движущей силы рассматривал неосознанные инстинкты, стремления, импульсы. Понятие инстинкта было ключевым: “врождённое психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида обращать внимание на определённые объекты и испытывать при этом эмоциональное возбуждение, действовать определённым образом или ощущать импульс к такому действию” Инстинкты – наследственные каналы разрядки нервной энергии. Инстинкты проявляются в эмоциях (родительский инстинкт проявляется в эмоциях нежности и т.п.) Наиважнейшее значение придавал стадному инстинкту. Любое общ явление, соц процесс опирается на тот или иной инстинкт (войны возникают вследствие инстинкта драчливости и другая подобная ересь…) Своеобразная подмена социологического подхода психологическим инстинктивизмом. Значение: пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимания к не поднятым ещё проблемам сознания. Психология народов Основатели: Лацарус, Штейнталь, Вундт. Суть в том, что основной движущей силой исторического процесса является народ, этнос, который характеризуется активным началом в виде “народного духа”, проявляющегося в культуре, религии, языке, мифах, обычаях, нравах. Народный дух определяет индивидуальное сознание. “Портреты” этносов могут подлежать конкретному исследованию. Вундт написал великий десятитомный трактат “Психология народов”. Он говорил, что многие психические процессы, как речь, воля, мышление недоступны эксперименту, и тут помогает культурно-исторический метод психологии народов. Не отвергал индивидуальную психологию, но стремился к синтезу. Именно психология народа определяет сознание индивида, а не наоборот! 3 главные области: язык, миф, обычай. Теория подражания Ну, тут ничего сложного. Основатель: Г.Тард (1843-1904) Социология рассматривалась им как коллективная психология, изучающая самые разные социальные процессы. Тремя основными типами соц процессов считал: повторение (подражание), противопоставление (оппозицию), приспособление (адаптацию). Это же – основные соц законы. Но главное это подражание как своего рода гипнотизм. Теорию подражания Тард распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичный случай – подражание высших слоёв низшим. Подражание – основной объяснительный принцип всей жизни. Это “постоянное, всемирное социальное явление” Всё многообразие социальных взаимодействий имеет в основе отношения “учитель-ученик”. Тарда многие критиковали за абсолютизацию подражания. Интеракционизм От слова “взаимодействие”. Потом допишу, а то ересь какая-то.

Хохмач: 5. Классическая немецкая социология. 5. Социологические концепции Э. Дюркгейма. Э. Дюркгейм полагал вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи». К «социальным фактам» он относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом. Философской основой методологии Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма - признание объективного существования духовной жизни. Общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида. Признание общества в качестве субстанции особого рода он обосновал ссылкой на специфику группового сознания и группового поведения: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем делали бы его члены, если бы они были разъединены» Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1) механистическую солидарность 2) органическую солидарность. 1) Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение. 2) В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него. Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода - аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия, полагал Э. Дюркгейм. Разработал социологию самоубийств. Решающую причину самоубийств Э. Дюркгейм видел в характере социальной среды, т.е. степени и интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Чем выше уровень интеграции в обществе, тем ниже уровень самоубийств: у католиков он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности. Э. Дюргейм считал, что источником веры является само общество, которое не может существовать без религии или ее современных разновидностей - идеологий, так как именно религия выражает абсолютные ценности общества, является объектом поклонения людей. 6. Г. Зиммель – как представитель аналитической школы социологии. Основное понятие социологии Зиммеля — форма. Это универсальный способ воплощения и реализации содержания, т.е. исторически обусловленных мотивов, целей, побуждений человеческих взаимодейстивий. Взаимодействие — основная «клеточка» общества. Общество вообще представляет собой взаимодествие индивидов. Взаимодействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов (индивидов) складывается общество. Акцентировал внимание на сквозных для общества формах взаимодействия: конфликт, конкуренция, подчинение, подражание, разделение труда, авторитет, договор и др. Эти формы универсальны, ибо пристутствуют во всех сферах жизни. Анализировал проблему соотношения общества и индивидов. Подлинной реалией считал именно индивидов, их поведение. Ощутимо только существование людей, общество же есть неощутимая сущность. Индивиды «обобществляются» в общество, и социология призвана изучать различные формы «обобществления», классифицировать и анализировать их. Почему именно формы нужно изучать? Зиммель считал, что содержание не требует специального рассмотрения, ибо является предметом других наук об обществе. А социологии достались именно формы. Нужно их систематизировать, дать психологическое обоснование, показать историческое изменение и развитие. Классификация соц форм: 1) соц процессы — подчинение, господство, конфликт и др. 2) соц типы — аристократ, бедняк, женщина, буржуа 3) соц модели развития — дифференциация, взаимосвязи групп и индивидов Рассматривал соц дифференциацию под угом зрения существующих и развивающихся соц групп и включения в них индивида. Чем больше группа, тем больше индивидуальности, и наоборот. В чем большее число групп включён индивид, тем выше его культура. Был одним из основоположников социологии конфликта. Конфликты всеобщи, универсальны, пронизывают все сферы жизни. «Парадокс Зиммеля» - самый эффективный способ сдержать конфликт — выяснить сравительную силу сторон. Делил социологию на 1) общую (использование соц методов в общ науках) 2) формальную Плюс 3) соц теория познания 4) соц философия (соц метафизика) 7. Ф. Теннис и его социологические концепции. Тённис понимал социологию как науку об особенных «вещах», имеющих место только в социальной жизни. А ещё — о «связанности» людей между собой. По существу, речь идёт об исследовании взимозависимости и взаимодействия индивидов. Простейший случай связанности — соц обмен. Противопоставляет два типа связанности и соответствующие им два типа общества — общинный и общественный типы. Общинные связи: душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний; отношения рода, соседства, дружбы (это патриархльно-феодальные общества). Общественные связи: рациональность, обмен, торговля, выбор (капиталистические общества). Различие общины и общества — различие органической и механической связи, солидарности. Два типа воли: естественная (инстинктивная) и рассудочная. Три типа фом соц жизни: 1) соц отношения — самая простая, но и самая глубокая форма, коренящаяся в первичных причинах взаимосвязи людей, в наиболее необходимых потребностях 2) группы, совокупности — соц отношения между более чем 2-мя участниками. Образуется тогда, когда объединение рассматривается индивидами как необходимое для какой-то цели 3) корпорации, союзы — способность к единому волению и действию, есть чёткое разделение функций По мере развития форм, считал Тённис, идёт переход от общины к обществу, ибо на первый план выходит рациональность. Делил социологию на 1) теоретическую (статика) 2) прикладную (динамика) 3) эмпирическую (факты на основе статистики) Считал, что политика не должна лезть в социологию, но при этом социология должна указывать политике и наставлять её! 9. Социологическая теория М. Вебера. По мнению Вебера, социология должна рассматривать поведение индивида или группы индивидов качестве исходного пункта. Это как бы атом общества, который не подлежит дальнейшему расщеплению. Социальное действие это только такое действие, которое соотносится с действием других людей и ориентировано на него. Два момента: 1) ориентация на других 2) субъективная мотивация индивида Четыре типа соц действия: 1) целерациональное — направлено на достижение ясной цели с использование средств, оторые кажутся индивиду адекватными. 2) ценностно-рациональное — основано на вере в ценность самого поведения, независимо от того, к чему оно приведёт (капитан погибает вместе с кораблём) 3) аффективное — на эмоциях, обусловлено душевным состоянием индивида 4) традиционное — привычка, традиция В чистом виде эти действия почти никогда не встречаются. Соц исследование призвано выявить пропорциональное содержание каждого из типов в данном обществе на данном этапе. Далее, думаю, мы всё расскажем и так. Почему социология понимающая? Что за протестантская этика и дух капитализма? Что за идеальные типы? Думаю, коментарии не требуются.

Хохмач: 6. Социологический подход в социологии (Э.Дюркгейм). См. предыдущий вопрос 5 (Классическая немецкая социология)

Хохмач: 10. Символический интеракционизм (Дж.Мид). Символический интеракционизм (Дж.Мид) также как феноменология, исходит из утверждения первичности межличностных взаимодействий. В центре внимания данной перспективы – человек с его субъективным социальным знанием. В основе концепции – оригинальная теория Дж. Мида о человеческой эволюции. Ее фундаментальный вопрос: что отличает человека от животных? По мнению Дж. Мида, у человека отсутствует развитая система инстинктов как основных регуляторов поведения. Вследствие этого человек обрел способность изобретать и применять символы. Это стало основой для сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения. Дж. Мид выделяет две ступени социального взаимодействия (интеракционизма): 1) общение при помощи жестов; 2) символически опосредованное общение. Общение посредством жестов представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Это – своеобразный прообраз языка. Символически опосредованное взаимодействие (в основном при помощи языка): 1) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; 2) позволяет ставить себя на место другого; 3) позволяет видеть себя глазами другого человека. Возникновение символического интеракционизма между людьми можно объяснить: 1) функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов; 2) антропологически – способностью человека к созданию и использованию символов. Однако значимые символы (прежде всего язык) могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они становятся достоянием группы. Но дело в том, что на самом деле партнеры по общению никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Это часто приводит к ситуации недопонимания или ошибочного понимания и таким образом к нарушению взаимодействия. Подобное нарушение можно исправить с помощью метакоммуникации – такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

Хохмач: 11. Этнометодология. Этнометодология (Г.Гарфинкель). Грит о том, что индивид вступая во взаимодействие представляет как оно должно проистекать, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рац. суждения. "Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении". Акцент на исследовании единичных актов соц. взаимодействия. Задач. соц - выявление рац. обыденной жизни, противопост. рац. научной. Критика методов традиционной социологии, как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.

shtaer: Так-с. Навскидку из моего блока не хватает 27. Стабильность и нестабильность социальной системы. 29. Историческая и естественная структуры общества. 30. Социальная, стратификационная и феноменологическая структуры общества. 36. Социальная политика государства. 39. Экономические социальные институты. 40. Социальные институты в сфере политики.

Хохмач: 12. Теория структурации Гидденса Эта теория развивается Гидденсом в работе «Элементы теории структурации». Остновные положения: функционализм и структурализм исходят из натурализма и склонны к объективизму. Они подчеркивают преобладание соц. Целого над его индивидуальными чертами Предмет социологии в соответствии с теорией структурации - соц. Практики, упорядочивание в пространстве и времени, а не от индивида. Теория структурации - онтологическое обрамление для изучения соц. Деятельности человека. Изучать структурацию соц. Системы значит изучать способы, которыми эта система организуется и воспроизводится во взаимодействии. Главная задача- рассмотрение объективных и субъективных сторон соц. Реальности или дуальности. Гидденс описывает 3 центральных конструкции:1) структура - набор правил, относящихся к трансформации практик. Дуальность структуры заключается в том, что эти правила и результат и условия деятельности индивидов, субъект создает и воспроизводит правила, структура принуждает и дает возможности, внутри и вне субъекта. 2) система - устойчивые совокупности действий индивидов или групп, представленные как соц. Практики 3) структурация - условие, которое задает последовательность и изменчивость структуры. .. Структура-регулируемый набор отношений, системы - отношения между индивидами, воспр. Как основные регуляторы соц. Практики. Структурация - условия, управляющие преемственностью и преобразованием структур. Субъект действия, действуя намеренно, производит ряд последствий, которые не всегда себе представляет. Эти последствия становятся условиями следующего действиями индивида, вызывающего очередные непредвиденные последствия. Эти причинные петли, где непредвиденные последствия становятся первоначальными условиями деятельности индивидов. Тоже что-то странное...

Хохмач: 7. Русская социология XIX – XX веков. 14. Отечественная социология ХХ века. 24. Институционализация российской социологии. (По Новиковой) 22. Развитие российской социологии в 20-е гг. ХХ века. 23. «Второе рождение» российской социологии. В институционализации социологии как науки в России условно можно выделить пять основных этапов. - Первый этап — 1860-1890 гг. - Второй этап — 1890 г. — начало XX в. - Третий этап — первая четверть XX в. - Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в. - Пятый этап — конец, 50-х — 90-е годы XX в. Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Р. социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. -Тесная связь с позитивизмом -Критическое отношение к идеям зарубежных мыслителей -Именно в это время зарождается ряд социологических школ и направлений. О школах как таковых можно говорить с некоторой долей условности. Институционально они не были оформлены и в основном под ними подразумевались идейная общность, литературное сотрудничество, дружеские контакты. Не происходила кристаллизация определенной теоретической школы (академ. школы и публицистические школы). -Было встречено довольно настороженно правящей бюрократией. В России со стороны властей с самого начала к социологии сложилось однозначно негативное отношение. -Социологию называли «пустословием». Даже во многих ученых советах именно это подразумевалось под социологией. Показательным является то, что, например, термины «революция», «общество» и «прогресс» официально было запрещено использовать вплоть до 1861 г. Слово «эволюция» также подвергалось гонениям, особенно со стороны теологов, так как они усматривали в нем материалистический смысл. Помещичье-буржуазное правительство России, испытав «социологический опыт» народников, стало рассматривать социологию как «крамольную науку». Этим объясняется то, что подавляющая часть социологов в этот период преследовалась в той или иной форме (ссылки, вынужденная эмиграция, тюрьма, увольнения, «грозные предупреждения» и т.п.) и не всегда только за антиправительственную деятельность. Публиковать свои работы многие из них вынуждены были за границей. -Первый специальный курс лекции о О.Конте был прочитан в конце 70-х годов XIX века. -Как учебная дисциплина социология в нашей стране начала эпизодически появляться в высших учебных заведениях в 70-х годах. -Первые русские социологи не имели специальной социологической подготовки, что было свойственно на первом этапе и для других стран. Превносили взгляды исходя из своего образования. -В то время в социологии господствовал редукционизм разных оттенков. Второй этап (1890-е г. — начало XX в.). -Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. -Появления неокантианства, последователи которого критиковали вульгарный натурализм, эволюционизм и механицизм. Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно- натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания, отрицали детерминизм. Основные моменты неокантианской концепции социологии: =приоритет логических основ (использование априоризма , а не наблюдения); =критика понятий и языка социологии; =гносеологическое философствование; =акцентирование внимания на проблемах культуры и ценностном аспекте человеческого поведения. -Развитие и марксистской социологии (исторического материализма). Марксизм стал рассматриваться как возможный вариант, возникающий при объяснении и поиске путей эволюции России. (легальный и ортодоксальные) -Развитие старых школ После 90-х годов - признание того, что существуют такие явления, которые изучает только социология и такие явления, которые она не изучает. Подобное понимание открывало социологии путь для самостоятельного изучения социальных объектов, вносило определенные разграничения в междисциплинарные контакты и дало толчок повсеместному признанию социологии представителями многих дисциплин, теперь уже не только социальных, но и биологии, географии, антропологии, физиологии и т.п. -Несмотря на запреты, росло количество публикаций. -Вопрос о необходимости введения социологического образования стал все чаще и чаще обсуждаться на страницах различных научных изданий. -Рост революционных выступлений в конце XIX в., появление марксизма, напугали правящую власть. Прекращения в русских университетах всякого преподавания социологических знаний. Из университетов были уволены многие профессора. -Философские пароходы -Активное сотрудничество с западными социологами. Многие были сотрудниками зарубежных журналов. Третий этап (первая четверть XX века). -Четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм. — К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. -Усиление ортодоксального марксизма. -Усиление вульгаризации и политизации социальной теории (В.И.Ленин), с одной стороны. -Появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой, с другой стороны. -Возвращение к неопозитивизму (от неокантианства). -Гонения социологии со стороны правительства привели к значительному отставанию русской социологической мысли от западноевропейской. -В 1908 г. после длительной борьбы по личному разрешению Николая II был открыт частный Психоневрологический институт, где была учреждена первая русская кафедра социологии. -После революции процесс институционализации социологии становится еще более интенсивным: Появляются первые официальные учебники по социологии. Увеличивается количество книг, выпускаемых по социологии. Организован Социобиблиологический институт (Инсоцбибл). Институт собрал библиотеку специально по общественным наукам и устраивал публичные лекции и чтения. Институтом стали проводиться конкретные социологические исследования. -В 1920 г. по инициативе П.А.Сорокина в Петроградском университете была создана первая в стране социологическая кафедра при факультете обществознания, руководителем и ведущим лектором которого он был со дня ее основания. Лекционные курсы также были включены в учебные планы ряда петроградских вузов. По содержанию они, как правило, не выходили за рамки идей буржуазного либерализма, а иногда даже имели антимарксистскую направленность. -Советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Но из-за недостатка литературы, квалификации преподов, правительство послало все нах. -Усиление цензуры. Четвертый этап (20-е -30-е годы XX в.). -Размежевание между буржуазными и марксистскими социологами. Преподы уходили с поста или становились коммунистами. Изменение содержание соц. курсов - появление генетической социологии. Это был искусственно разработанный вариант социологизированной истории. -Появление курса исторического материализма, что называли "подлинной социологией". -Красные закрывают свободные ассоциации ученых. -Новая переодическая печать, контролируемая красными ну и т.д. -В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии, книжки там разные. -Наиболее распространенными и оказывающими огромное влияние на студенчество и интеллигенцию в начале 20-х годов были различные варианты биологизации общественных процессов. Делались попытки соединить дарвинизм с марксизмом, идеи З.Фрейда и К.Маркса. - Отход от психологических воззрений к самым крайним формам биологизма. Во многом это было обусловлено обострением всех социальных противоречий в период революции и гражданской войны. -Именно 20-е годы могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР, были очень полезны и имели огромную ценность для развития социологии. Исследования по темам: % труд % молодежь % брак и семья % преступность и т.д. % переписи населения (классовая и т.п. структура общества и т.д.) -Ряд недостатков (слабая разработанность программ, понятийного аппарата, частые нарушения в методике сбора первичной информации и др.), -В 20-30-е годы появляются первые зачатки различных отраслевых социологий, и широкое распространение получило проведение эмпирических исследований. Вышеизложенное ясно показывает, что эти годы с полным на то правом можно назвать периодом становления конкретных социологических исследований в СССР. -Но уже в конце 20-х — начале 30-х гг. социологические исследования начинают свертываться. Режим личной власти не нуждался в социологии, науке, которая раскрывала противоречия общественных процессов широкого социального и локального характера. Тоталитарная система не считала нужным их изучать. Например, проведенные в 20-е годы социологические исследования по вопросам развития села для органов, принимающих политические решения, были связаны с тем, что политическое руководство интересовало: капиталистический или социалистический характер будет носить развитие деревни. В 30- е годы данные исследования уже были прекращены, чтобы скрыть тот факт, что «большой прыжок вперед» и «победа социализма» не были достигнуты. С этим связаны также систематические фальсификации и засекречивания статистических данных. -Социология объявляется буржуазной наукой (т.е. лженаукой), а термин «социология» полностью изымается из употребления. Пятый этап (конец 50-х — 90-е гг.). -Во время хрущевской «оттепели», снова положительно заговорили о социологии, так как возникла необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах общественной жизни. «Второе рождение» социологии. -Участия в соц. конгрессах зарубежом. -Начало оживленных дисскусий по соц. темам -Между социологами началась идейная борьба (ист. материализм и социологией). -В этот период начали формироваться крупные структурные образования, занимающиеся вопросами социологии. -Вновь начали проходить соц. исследования под руководством Осипова, Ядова и т.д. -Ставится вопрос о самостоятельности социологии. -Начало развития теории и методологии социологии. Формирования понятийного аппарата, споры о предмете социологии и т.д. -Издаются словари и энциклопедии по социологии. -В 1964 г. на философском факультете МГУ была создана кафедра соц. -В 1966 г. в Ленинграде создана кафедра соц. -Появление исследовательских центров социологии. а потом блаблаблабла как хорошо жить на свете. Простите меня, люди...

Хохмач: 15. Объект социологии. 16. Предметное поле социологии. 17. Социология и другие науки. 18. Специфика социологического знания. 19. Структура социологического знания. ЭТОТ БЛОК ОБЪЯВЛЯЮ БЛОКОМ БЕНДЕРА! ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ: 4) Объект и предмет социологической науки. 6) Социальное как предметная область социологического знания. Объект - общество как целостность, как часть объективной реальности. Социологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно предмета социологии. Но ключ к пониманию сущности социологии как науки лежит в понятии социального и сопряженного с ним. Социальное - это совокупность или результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Т.е. социальное возникает в ходе взаимодействия людей, которое обусловленно местом, временем и ролью индивида, что определяет разнообразие социального. "Социология - наука о становлении, динамике и взаимодействии соц. общностей в рамках соц. инстов, организаций, структур и систем, наука о соц. процессах и поведении, о взаимодействии личности и общества, о современном обществе как цельной системе, о тенденциях его развития" 5) Система основных категорий в социологии. Короче, социология имеет дело с самыми разными явлениями, объясняет всё, что ей не лень, поэтому категориальный аппарат невероятно обширен, начиная с понятий статуса, роли, заканчивая организациями и обществами. Категории могут описывать как нечто материальное (организация), так и идеальное, поведенческие аспекты (ценность, мотивация, адаптация). Я думаю, так. 7) Функции социологии. -Теоретико-познавательная. Особенность социологического знания. -Практически-преобразовательная. Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды. -Мировоззренческая. т.е. выработка индивид. ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим. 8) Структура соц. знания ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - Изучение социальных процессов явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания, наиболее общих вопросов трансформации общества на социально-философском уровне ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ - Изучение конкретных областей, проблем, процессов, институтов, социальной структуры. Обеспечивают связь общей теории с реальной действительностью. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - Сбор факторов, сведений, мнений, суждений людей, групп, обработка, обобщение, первичная интерпретация СОЦИОИНЖЕНЕРНЫЙ УРОВЕНЬ - Диагностика, прогнозирование, моделирование, социальное проектирование, изменение организационных структур, создание технологий организации отдельных процессов 3 аспекта социализации знания: -структурная социализация (усвоение знаний), -генетическая социализация(получение знания по родству), -социальная стратификация(люди делятся на экспертов и дилетантов). Знания составляют мотивационную основу. структура соц. знания: -онтологическая (что есть этот предмет?-предметное), -гносеологическая (каким методом его можно познать-методологическое) Существует множество классификаций, например, по Григорьеву: по субъектам: личности, семьи, классов, молодежи и т.д. (соц. личности, семьи и т.д.) по сферам жизни: труда, быта, науки, образования, свободного времени и т.д. по связи с другими науками: исторические. экономические, психологические, соц. работы. по структуре об-ва: классов, села\города и т.д. по соц. институтам: управления. семьи, образования и т.д. по девианству: отклоняющегося и преступного поведений. по уровням: макрсоциология, микросоциология, теория среднего уровня Ступени соц. знания фиксируют динамический подход: -Знание об обществе в целом -Общество как взаимосвязь сфер -Общество как система соц. общностей -Общество как система институтов, организаций -Общество как соц. компонент личности Специфика соц. знания: абсолютно точного знания социология не дает. Не объективна из за особенности предмета изучения. Субъект и объект познания смешаны



полная версия страницы