Форум » Что, как и когда мы учим » Общая социология. Часть 2. » Ответить

Общая социология. Часть 2.

Антонина: 1. Предпосылки возникновения социологии как науки. 2. Позитивизм и натурализм в социологии XIX века. 3. Диалектико-материалистическое направление в социологии. 4. Психологическое направление в социологии. 5. Классическая немецкая социология. 6. Социологический подход в социологии (Э.Дюркгейм). 7. Русская социология XIX – XX веков. 8. Социология 20-30 гг. (Э.Мэйо, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон.). 9. Социология конфликта (Л.Козер, Р. Дарендорф). 10. Символический интеракционизм (Дж.Мид). 11. Этнометодология. 12. Теория структурации (Э.Гидденс). 13. Теория социальных изменений (П.Штомпка). 14. Отечественная социология ХХ века. 15. Объект социологии. 16. Предметное поле социологии. 17. Социология и другие науки. 18. Специфика социологического знания. 19. Структура социологического знания. 20. Ступени социологического знания. 21. Социальные общности и их виды. 22. Территориальные, демографические, и этнические общности. 23. Макросоциологический подход к пониманию общества. 24. Микросоциологический подход к пониманию общества. 25. Общество как социальная общность. 26. Общество как социальная система. 27. Стабильность и нестабильность социальной системы. 28. Социология и культура. 29. Историческая и естественная структуры общества. 30. Социальная, стратификационная и феноменологическая структуры общества. 31. Социальная стратификация. 32. Социальная мобильность. Понятие маргинальности. 33. Социальные группы и их типология. 34. Социальные организации и их типы. 35. Система, уровни и функции социального управления. 36. Социальная политика государства. 37. Социальный институт и его признаки. 38. Структура, функции и классификация социальных институтов. 39. Экономические социальные институты. 40. Социальные институты в сфере политики. 41. Институты социальной сферы. 42. Институты духовной сферы. 43. Понятие и типология личности. 44. Социальный статус личности. 45. Социальные роли личности. 46. Структура личности. 47. Образ жизни личности. 48. Уровень и стиль жизни личности. 49. Сущность и фазы социализации личности. 50. Этапы и механизмы социализации личности. 51. Девиация и ее типы. 52. Социальный контроль. 53. Социальный процесс и социальный прогресс. 54. Теории социальных изменений: флуктуации, структурации, синергетики. 55. Теория глобализации социальных изменений. 56. Основные показатели социокультурного развития России. 57. Сущность и стадии социального конфликта. 58. Теории социального поведения и его типология. 59. Общественные движения. 60. Модернизм и постмодернизм в социологии. 61. Общество и государство. 62. Социологические проблемы демографии 63. Среда обитания человека. 64. Проблема неравенства в социологии.

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

shtaer: 20. Ступени социологического знания. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - Изучение социальных процессов явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания, наиболее общих вопросов трансформации общества на социально-философском уровне ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ - Изучение конкретных областей, проблем, процессов, институтов, социальной структуры. Обеспечивают связь общей теории с реальной действительностью. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - Сбор факторов, сведений, мнений, суждений людей, групп, обработка, обобщение, первичная интерпретация СОЦИОИНЖЕНЕРНЫЙ УРОВЕНЬ - Диагностика, прогнозирование, моделирование, социальное проектирование, изменение организационных структур, создание технологий организации отдельных процессов 3 аспекта социализации знания: -структурная социализация (усвоение знаний), -генетическая социализация(получение знания по родству), -социальная стратификация(люди делятся на экспертов и дилетантов). Знания составляют мотивационную основу. структура соц. знания: -онтологическая (что есть этот предмет?-предметное), -гносеологическая (каким методом его можно познать-методологическое) Существует множество классификаций, например, по Григорьеву: по субъектам: личности, семьи, классов, молодежи и т.д. (соц. личности, семьи и т.д.) по сферам жизни: труда, быта, науки, образования, свободного времени и т.д. по связи с другими науками: исторические. экономические, психологические, соц. работы. по структуре об-ва: классов, села\города и т.д. по соц. институтам: управления. семьи, образования и т.д. по девианству: отклоняющегося и преступного поведений. по уровням: макрсоциология, микросоциология, теория среднего уровня Ступени соц. знания фиксируют динамический подход: -Знание об обществе в целом -Общество как взаимосвязь сфер -Общество как система соц. общностей -Общество как система институтов, организаций -Общество как соц. компонент личности Специфика соц. знания: абсолютно точного знания социология не дает. Не объективна из за особенности предмета изучения. Социальные знания детерминировано. 21. Социальные общности и их виды. 22. Территориальные, демографические, и этнические общности. 25. Общество как социальная общность. Социальные общности - это реально существующие, эмпирически фиксированные совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического процесса. Они характеризуются относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности. Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе условий, сближающих жизнь ее членов. Факторы функционирования социальных общностей подразделяются на открытые и скрытые. К числу открытых факторов относятся: 1. социальные нормы, обязательные для всеобщего соблюдения и выполнения; 2. обычаи и традиции, принятые и существующие в социальной общности; 3. социальные институты, регламентирующие процесс создания новых социальных общностей, создающих условия для их жизнедеятельности, осуществляющих функции социального контроля за ней. К скрытым (латентным) факторам относится наличие общих (схожих, близких, единых) целей, задач, интересов. Социальные общности существуют реально и эмпирически фиксируются в отличие от условных (номинальных) общностей. Они также отличаются от искусственно создаваемых в процессе эксперимента объединений людей. Главное отличие номинальной общности от реально существующей социальной общности состоит в отсутствии взаимодействия индивидов и связей по поводу совместной деятельности.В основе типологии социальных общностей лежат самые разные критерии. Существенное значение имеют базовые признаки социальной общности, объединяющие людей: собственность, доход, власть, престиж, статус. По этому основанию разновидностями социальных общностей являются классы, касты, сословия, социальные группы, слои (страты). Одним из основных критериев типологии социальных общностей является качественно-количественный состав населения. По этому критерию выделяются массовые и групповые социальные общности. Массовая общность - это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся рядом существенных признаков. Во-первых, это ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения «по случаю» (толпа на митинге). Во-вторых, такая общность отличается разнородным составом, в нее входят люди, принадлежащие к самым разным группам. В-третьих, массовая общность не является замкнутой и имеет открытые границы, к ней может подключиться любой желающий принять участие в ее деятельности. В-четвертых, она характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований. Типичными образцами массовых общностей являются широкие социальные движения, ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам, аудитории средств массовой информации и т. д. Групповая общность включает в себя определенную в количественном отношении совокупность индивидов (не менее двух человек) и характеризуется следующими признаками. Во-первых, она обладает устойчивыми и определенными пространственно-временными границами своего существования (групповая общность студентов). Во-вторых, групповая общность определяется четко выраженной однородностью состава. В-третьих, члены групповой общности способны совместно выполнять различные виды деятельности, преследуя при этом общие цели и задачи. В-четвертых, групповая общность может входить в более широкие социальные общности на правах их структурного элемента. По признаку и основанию проживания на определенной хозяйственно освоенной территории выделяются социально-территориальные общности. Они характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относятся: население села, района, города, агломерации, области, региона, республики. По критериям пола и возраста выделяются демографические общности: мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры. На основе базового признака выделяется этническая общность. Ее признаками являются единый язык, общие черты и стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание, т. е. чувство принадлежности именно к данной этнической общности. В зависимости от способов возникновения и функционирования различаются институционально или спонтанно образующиеся социальные общности, формальные и неформальные, официальные и неофициальные общности. Типология социальных общностей также может быть осуществлена с учетом критерия времени, поскольку одни общности функционируют длительный период, другие создаются на кратковременную перспективу. 23. Макросоциологический подход к пониманию общества. -Структурный функционализм (Т. Парсонс): Акцент на натур. подходе, естественно-науч. методология, перечисление всех необходимых условий обеспеч. равновесие и порядок соц. системы, все сост. элементы, механизмы интеграции. Это концептуальная схема, в центре которой находится процесс взаимодействия систем, окраш. личностными характеристиками и ограниченных культурой. -Неоэволюционнизм (Парсонс, Э.Шиллз) Развитие струк-функ. в попытке соединить идею системности с идеей развития. Все действующие системы сталкиваются с 4-проблемами: -адаптация(обеспеч. ресурсов из окружающей среды) -целедостижения(способность моб. ресурсы при необходимости) -интеграция(координация и регул. отношений внутри системы) -поддержание ценностного стандарта(обеспеч. соответ. деятельности индивидов целям системы, выработка мотивации, снятие эмоц. напряжения) Развитие общества как дифференциация структуры, развитие продуктивности, увеличение адаптивной способности. Различные предложения причины эволюции (технологический прогресс, многолинейная эволюция, соц. организация) -Теория соц. изменений (Р. Мертон): Развитие струк-функ. в попытке соединить идею системности с идеей развития. Отказ от общей социологической теории, введение множественных моделей функциональго анализа на уровне конкретных соц. систем и общностей. Введение понятия дисфункции, латентной и явной функции. Выяснение причин становления соц. изменений в однофакторных и многофакторных моделях. Противопостевление "стуркт-функц" модели "причинно-следственной" модели соц. изменений. По вопросу причины-следствия соц. изменений общего согласия нет, ибо каждый предлагал свое ( естественный отбор Г.Спенсер, географ. среда, климат Р.Бокль, раса А.Гобино, война А.Тойнби, разделение труда и кооперация Э.Дюркгейм, идеология М.Вебер и т.д.) - Теория соц. конфликта (Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер): Развитие струк-функ., критика комфортности, забвения соц. конфликта, неоправданного оптимизма, преувеличения внимания к интеграции и согласию. Миллс утверждает, что любой макросоц. анализ чего-то стоит если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими соц. группами. -Теория соц. систем (Т. Адорно, М.Поланья): Развитие струк-функ. Синтез струк-функ и теория соц. конфликта. Продолжение функционалистского подхода, когда отношения и структуры рассматриваются как абсолютно не зависящие от людей, их намерений и стремлений. Поведение людей определяются "императивам системы". Сторонники общей теории соц. систем ищут условия, обеспеч. позитивные для системы последствия, причем часто эффективность "работы" системы оцен. независимо от анализа возможных негативных последствий тех или иных решений для людей. Сведение хара-ки человека к какому-то одному качеству (потребность, мотивация, установка) делает теоретические модели более простыми и не соотв. реальности. В рамках этой теории начался поиск причин тех неудач, которые постигли как эмпирическую соц. так и макротеории общества, основанные на допущениях, свойственных естест. наукам - игнорирование творческой деятельности человека, придание естеств. научным методам и идеям слишком широких мировоззренческих функции. - Структурализм (М.Фуко, К. Леви-Стросс) : аналог структр.-функ во Франции. Пафос структ. состоял в попытке построения новой модели соц. реальности. Такой моделью явился язык как изначально и прозрачно структурированиое образование. Структуралисты Франции - последователи лингвистического структурализма. Аппарат лингвистики, семиотики, с привлечение некоторых методов используемых точными и естеств. науками. Подход к соц. реальности строится на том, что во всех человеческих проявлениях - общ. инстах, культ. творчестве - налич. "коллективное бессознательное". 24. Микросоциологический подход к пониманию общества. Протест против овеществления соц. системы, пренебрегающим изучением творческой, сознательно чел. деятельности. Ряд теория ориент. на выяснение роли конк. межчеловеческих взаимодействий в создании и функц. струтур соц. мира. -Теория соц. обмена (Дж. Хоманс, П. Блау): "Назад к человеку" - критика стуркт-функц с позиций психологизма. Примат психического над соц. Человек жестко детерминирован и в изучении нет никакой необходимости в понимании душевных состояний индивидов, т.к. это иллюзии. Людям необходимы вознаграждения(соц. одобрение, уважение, статус и т.п. + практическая помощь), получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Но так как взаимоотношения могут быть неравными, люди могут использовать потребности других людей для приобретения власти над ними: -если нуждающиеся не располагают необход. средствами - если они не могут получить их из другого источника - если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой -если в их системе ценностей не проихойдет изменений, при которы они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо. Символический интеракционизм(Г.Мид, Г.Блумер): Критика теории обмена, как несводимости человека к реакции на внеш. стимулы. Симв. инт. стремится к описанию чело. взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символ. инт. предпочитают фокусировать внимание не том. как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры. Теория идет от внешнего к внутр., и от внутр. к внешнему. Взаимод. опосредованно символами. Личность соц. продукт, сформированный в ролевом взаимодействии. Значение роли и интериоризация роли, как соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе. Блумер грит, что люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанц. природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе соц. взаимодействия. Соц. реальность нестабильна, она подвижна и является продуктом взаимосогласования значений между актерами. Они вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений ситуации, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения. Ролевая теория. Критика психологическая. -Феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман): долго объяснять, времени нет. Кто слушал доклады, тот помнит -Этнометодология (Г.Гарфинкель). Грит о том, что индивид вступая во взаимодействие представляет как оно должно проистекать, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рац. суждения. "Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении". Акцент на исследовании единичных актов соц. взаимодействия. Задач. соц - выявление рац. обыденной жизни, противопост. рац. научной. Критика методов традиционной социологии, как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.

shtaer: 26. Общество как социальная система. 1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность; 2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак); 3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером; 4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система. 6. Психологизм (Гиддингс, Уорд) - общество как психическое явление, из чувства солидарности и из необходимости в удовлетворении первичных и вторичных потребностей. 7. Дюркгейм - общество состоит из социальных фактов, тоже придавал значение солидарности 28. Социология и культура. Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".социологическая школа. Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной. Культура включает в себя три вида элементов: 1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта. 2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом. 3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры. Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:1. Аккумуляция родового опыта.2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.8. Главной функцией является гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем. 31. Социальная стратификация. Социальная стратификация по П.А. Сорокину - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. П.А. Сорокин выделяет следующие основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Любая организованная социальная группа по П.А. Сорокину всегда социально стратифицирована Это верно, по его мнению, не только для человеческого общества, но даже и для растительного и животного миров. Он считает, что и большие социальные агрегаты, и любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется. П.А. Сорокин выделяет следующие основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Итак, социальная стратификация по П.А. Сорокину— это постоянная характеристика любого организованного обществ, которая, изменяясь по форме, существовала во всех обществах, провозглашавших равенства людей, при этом различаясь по своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам. Экономическая стратификация общества. Говоря об экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй — к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении - уменьшении высоты, так сказать, крутизны, экономической пирамиды. Соответственно существуют следующие два типа флуктуации экономического статуса общества: I. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого: а) возрастание экономического благосостояния; б) уменьшение последнего. II. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества: а) возвышение экономической пирамиды; б) уплощение экономической пирамиды. Существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблени¬ем. В этих флуктуациях возможна некоторая периодичность, но по разным причинам ее существование пока еще никем не доказано. За исключением ранних стадий экономической эволюции, от¬меченных увеличением экономической стратификации, не существует постоянного направления в колебаниях высоты и формы экономической стратификации. Не обнаружена строгая тенденция к уменьшению экономического неравенства; нет серьезных оснований и для признания существования противоположной тенденции. Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние — стихийно, импульсивно, используя насильственные методы. Политическая стратификация общества. Социальный процесс распределения статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок, регулирующий доступ к общественным ресурсам. Профессиональная стратификация общества. Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах: 1) в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и 2) в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация). Межпрофессиональная стратификация, ее формы и основания Существование межпрофессиональной стратификации проявлялось по-разному в прошлом и неоднозначно дает о себе знать сейчас. В кустовом (от слова куст) обществе она выражалась в существовании низших и высших каст. Согласно классической теории кастовой иерархии, кастово-профессиональные группы скорее накладываются друг на друга, чем располагаются рядом на одном и том же уровне В любом данном обществе более професси¬ональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот Внутрипрофессиональная стратификация, ее формы Второй вид профессиональной стратификации представляет внутрипрофессиональная иерархия. Члены почти каждой профессиональной группы подразделяются по крайней мере на три основных слоя. Первый репрезентирует предпринимателей, или хозяев, которые экономически независимы в своей деятельности, которые сами себе "хозяева" и чья деятельность заключается исключительно или частично в организации и контроле своего "дела" и своих служащих. Второй слой репрезентиру¬ют служащие высшей категории, такие, как директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпорации и т. д.; все они не владельцы "дела", над ними еще стоит хозяин; они продают свою службу и получают за это заработную плату; все они играют очень важную роль в организации "ведения дела"; их профессиональная функция заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде. Третий слой — наемные рабочие, которые, как и служащие высокого ранга, продают свой труд, но дешевле; будучи в основном работниками физического труда, они зависимы в своей деятельности. И женщины.

Хохмач: 8. Социология 20-30 гг. (Э.Мэйо, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон.). 21. П. Сорокин и его вклад в мировую социологию. Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры.Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделеннуюсистемой: ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию,освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы)базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальностьвоспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды историиэти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явлениячеловеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: 1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложныхсоциальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений. 2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оновызывается и определяется. 3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции вразвитии общественной жизни людей» Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательнуюсмену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единогоцикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр,искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технико-технологические изобретения; мораль и право; политика; экономика; поли-тическиеконфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; миро-воззрение; формы свободы; государственное управление).Причём, в динамике каждой из этих сфер про-слеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональнуюстадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорногопереживания. На первой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные (предметные, лингвистические,познавательные, технологические, нормативные) формы, позволяющие создавать организационные структуры. На второй стадии эти формы фиксируются в качествекультурных норм, накладывающих определенные огра-ничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве,формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных нормстановятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своихдействий. А еще соц. стратификация и соц мобильность. Ну,ет расскажете и так ) 44. Парсонс Одна из центр. проблем соц-гии - анализ об-ва как системы ф-ционально взаимод. переменных. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Любая соц система должна справляться с 4мя комплексами проблем: 1)проблемой рациональной организации и распред. своих материальных,человеческих и культурных ресурсов опред. способами, чтобы достичь целей системы. 2)проблемой опред. основных целей и поддерж. процесса их достижения(целеориентация) 3)проблема сохранения солидарности(интеграция) 4)проблема поддержания мотивации деятелей про исп. ими требуемых соц. ролей и устранение скрытых напряжений в системе личностной мотивации(проблема латентности) Требования имеют смысл лишь в структурной взаимосвязи. категории соц. систем: 1)действие - целенапр. нормат. регулирование, мотивируемое поведение в ситуации 2)деятель - индивид,система личности,часть соц. системы 3)ценностная ориентация - аспекты ориентации деятеля в ситуации,кот. характеризуется собл. норм и стандартов. Роль присуща любому элементу соц. системы Типология соц. структур. 1)об-во универсалистского типа достижения(индустриальное об-во) характер. высокой оценкой плюоралистических и индивидуалистических целей и их достижения посредством инструментальных действий.В индустриальном об-ве присутствует равенство шансов и мобильность носителей ролей 2)об-во универс. типа приписывания. Госп. тенденции к авторитарному регулированию и иерарх. контролю. 3)Об-во партикулярного типа достижения(Др.Китайская империя) - преобладание семейных связей. Четкая субординая инфивидов в зависимости от их семейного статуса,который распространяется на все об-во вплоть до императора. 4)об-во партикулярного типа приписывания - большое значение придается кровным и общ. связям.В таких об-вах часто возн. диктатура 45. Р. Мертон как представитель школы структурно-функционального анализа. Мертон внёс большой вклад в развитие структурно-функционального анализа. В отличие от Парсонса, подчёркивавшего значимость анализа механизмов поддержания социального порядка., он обращал внимание на изучание функций и дисфункций компонентов системы. Функции увеличивают приспособляемость данной системы, дисфункции её уменьшают. Специально выделял явные и латентные функции. Явные - объективные и преднамеренные последствия соц действия. Латентные - непреднамеренные последствия. Разграничение было введено, чтобы не смешивать сознательную мотивацию с объективными последствиями. Мотивы - субъективное, а функции, последствия - объективное. Основная теорема функционального анализа: как одно явление может иметь разные функции, так и одна функция может по-разному выполняться разнымиявлениями. Все соц явления могут подвергаться такому анализу, главное, чтобы изучаемый пример был стандартизирован (процессы, роли, статусы, нормы, реакции, групповые организации, соц структуры) По существу, Метрон пытался "спустить теории парсонса на землю", ближе к реальности и эмпирике. Для этой цели были придуманы теории среднего уровня. Согласно Мертону, есть три уровня соц знания: 1)широкие теории, 2) теории среднего уровня, 3) малые рабочие гипотезы Теории среднего уровня - "посредник". Они могут как результатом обобщения большой группы соц фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии. По Мертону, соц теория это и есть теории среднего уровня. Именно такая теория позволяет создать язык эмпирического исследования. Теории высшего уровня слишком абстрактны, рабочие же гипотезы второстепенны и не имеют подлинно социологического значения. Теории среднего уровня имеют узкую область применения - каждая в своей предметной области ограничена относительно автономными сферами общ жизни, изучением тенденций их развития. Но Мертон показал также, что три уровня знания тесно связаны между собой. Примеры: социология науки, соц-ия массовых коммуникаций, военная соц-ия, соц-ия медицины, соц-ия власти, соц-ия политики, соц-ия девиантного поведения!!!


Хохмач: Кто-нибудь что-нибудь знает про Штомпку??

Хохмач: Зачёркивайте, что сделано, пожалуйста

shtaer: 32. Социальная мобильность. Понятие маргинальности. В обществе возможно перемещение индивидов между различными позициями в иерархии социальной стратификации, влекущее за собой изменение социального статуса. Перемещение от одной социальной позиции к другой принято называть социальной мобильностью (П. Сорокин). Горизонтальная социальная мобильность означает изменение социальной позиции без изменения ранга, социального статуса. Вертикальная - с изменением. При внутрипоколенной мобильности изменение социального положения происходит в пределах одной человеческой жизни. При межпоколенной речь идет об изменении социального положения детей по сравнению с их родителями. Каналы социальной мобильности: Образование; армия или участие в боевых действиях; фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние; успешная экономическая деятельность; удачный брак; участие политических движениях, партиях. «Маргинальность» - пограничное, переходное, структурно-неопределенное социальное состояние субъекта. Людей, по разным причинам, выпавших из привычной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис Миграция – это когда все уезжают. 1. Безвозвратная (постоянная), осуществляемая с целью выезда на постоянное место жительства в принимающей стране. 2. Времено-постоянная: как правило, она ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 до 6 лет (из-за сохраняющейся зависимости от страны выезда, возрастно-половой, семейной и профессиональной характеристики мигрантов). В международной статистике такого вида мигранты носят название «долгосрочные эмигранты и иммигранты», «временные рабочие по контракту», «постоянные трудящиеся-мигранты». 3. Сезонная: связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). 33. Социальные группы и их типология. 34. Социальные организации и их типы. Группа социальная - совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Её члены взаимодействуют на основе определённых ролевых ожиданий в отношении др.друга. От социальной группы следует отличать социальную категорию - людей, обладающих одной или несколькими сходными характеристиками (возраст, пол и т.п.), но не вовлечённых в социальные взаимодействия. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство "мы"), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. В социальных категориях и случайных объединениях людей (типа толпы) эти характеристики отсутствуют. Каждый индивид входит в несколько групп - разных в разные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т.д. Социальные группы м.б. различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты м. всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют чёткие формальные границы, контролируются определёнными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Группы принадлежности индивида называются ингруппами (моя семья, моя компания и т.п.). Др.группы, к которым он не принадлежит, называются аутгруппами. В традиционном обществе доминируют малые группы, построенные гл.обр. на отношениях родства. В современном обществе структура групп и основания их формирования усложняются и разнообразятся. Индивид принадлежит одновременно ко многим группам, в связи с чем возникает проблема групповой идентичности. Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать своё членство - они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т.п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса, - статусные группы. Организация социальная - закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определённые цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация - один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От др. социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений. Современные теории организации выросли из веберовской (Вебер М.) концепции бюрократии как идеальной формы организации. Сейчас бюрократическая система организации (в современной терминологии - "механистическая") считается лишь одной из организационных форм, которая эффективна в стабильных ситуациях, характеризующихся неизменными технологиями и стабильными рынками. Поскольку сейчас такая ситуация крайне нетипична, доминирует др.форма организации - небюрократическая, "органическая", которая эффективна в ситуациях нестабильных, требу ющих децентрализации принятия решений и инициативности всех членов организации. В таких системах организации очень важное значение приобретает организационная культура. Она рассматривается как объединяющая сила, обеспечивающая такую мотивацию членов организации, которая соответствует целям компании, определяемым высшим менеджментом (топ-менеджментом). Топ-менеджмент целенаправленно создаёт организационную культуру, формирующую у служащих чувство принадлежности к фирме, общности интересов, что компенсирует сокращение традиционных механизмов социального контроля. Именно с развитием организационной культуры связан успех японского менеджмента. 35. Система, уровни и функции социального управления. Процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук. Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это - уровни управления.В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления. Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством). 37. Социальный институт и его признаки. 38. Структура, функции и классификация социальных институтов. Институт социальный - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Дюркгейм Э. называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений". Социальные институты организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Напр., такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и учени ка, а семья - роли родителей и детей. М. ними складываются определённые ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются законодательно, др. поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций - от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Т.о., социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о её институциализации. Т.о., институциализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты. Однако в любом обществе существует определённая доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию. Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства, связанные с браком, семьёй и социализацией детей и молодёжи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. Мертон Р. ввёл в социологию различение м.явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции - это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, напр., система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются т.н. "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (напр., криминальные структуры в современной России). Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых "правил игры". Пр.всего, изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования).

girl_in_bl: наудите плиз вопросы 27,29,36,37,39,40,41,42,54,56,58. остальное выложу

shtaer: Все, я умер. Дальше без меня( В 9 на скамейке, кому надо.

girl_in_bl: 3.Диалектико-материалистическое направление в социологии. Ну,мы с Тоней решили,что это Маркс. 1)Общ. бытие определяет общ. сознание, в основе развития об-ва лежит способ производства, соц. структуру об-ва сост. классы, выд. по признаку владения средствами производства 2)Формации:превобытнообщинная,рабовлад.,феодальная,капиталистическая,коммунистическая 3)теория соц. конфликта:неравенство,классовая борьба,недовольство угнетенного класа приводит к революции 7.Русская социология 19-20 вв Субъективизм Лавров:теория соц. прогресса:1)теоретич. аспект - рассм целей и средств общ развития 2)практический аспект - обоснование долга личности активно участвовать в жизни общества Личность - первичная клеточка общества,носитель справедливости и истины Главная цель прогресса - достижение солидарности Михайловский:1)разделение труда выступает предпосылкой солидарности 2)кооперация: -простая - дает людям общую цель,порождает солидарность -сложная - члены утрачивают свою индивидуальность,приспосабливаются к выполнению какой-то одной задачи, общая цель постепенно исчезает,заменяется рядом частных и это плохо Психологизм Петражицкий:исследовал мотивацию поведения:воля,чувства.Причина действий - эмоции - посоедник между волей и чувствами Кареев: общество делится на культ. группы(продукт индивид. сознания,приобретенные привычки) и социальную организацию(продукт обществанного сознания,определяет положение личности в обществе - статусы). Ортодоксальный марксизм Плеханов... и Ленин...такой молодой... Рассматривали марксизм применительно к России. Считали,что историческая личность можнт заставить экономические формации меняться быстрее,то есть общество развиваться быстрее. Ковалевский Использовал сравнительный метод - позв. выявить общее и особенное среди различных народов Данилевский Культурно-исторические типы Стадии развития общества: -рождение -мужание -дряхление -гибель

girl_in_bl: 8. Социология 20-30 гг. (Э.Мэйо, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон.). Мэйо 1)человек представляет собой социальное животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения 2)жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой 3)принципы замены индивидуального награждения групповым,экономического социально-психологическим Сорокин Соц. стратификация - произв. на различных основаниях:1)функциональном(управляющие и управляемые) 2)экономическом(богатые и бедные) 3)профессиональном(престижные и непрестижные профессии) Группы:домин. и не домин. Общественное развитие:1)эволюция 2)революция Соц. мобильность - перемещение людей из одной соц. группы в другую Парсонс Теория социального действия: любое соц. действие предполагает:действующие лица,конкретную ситуацию,условия действий(цели и нормы) Ф-ции: -адоптация об-ва к среде (экономика) -целедостижение(политика) -трансляция культурных норм (культура) -интеграция(сициальная cфера) Мертон 1)функциональный анализ - любую систему можно подвергнуть функциональному анализу.Для этого ее надо стандартизировать. -ф-льное единство - элементы системы должны быть функциональны -универс. ф-лизм - все эл-ты должны быть функциональны -необходимость - все эл-ты системы необходимы в опред ситуации 2)теории среднего уровня:между фундаментальным и прикладными. Изучают институты,общности и соц. процессы

girl_in_bl: 11.Этнометодология Гарфинкель.Заимствованы методы из антропологии и этнографии. Соц-гия призвана изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления. Считал,что в основе действий индивидов лежат их предположения о том,как другой индивид предполагает точно так же,как он относительно него самого. короче,бред сивой кобылы.

Хохмач: girl_in_bl Я на тебя молюсь!!!

girl_in_bl: 14. Отечественная социология ХХ века. 1ая четверть ХХ века: -Тахтарев,Сорокин -Усиление ортодоксального марксизма -Ленин,Плеханов -Появление 1ых кафедр социологии 20-30 гг -Исторический материализм - истинная социология -Гонение на социологов -Контоль правительством печати и университетов -Первые исследования:молодежь,труд,перепись населения -Социология объявляется лженаукой 50-90 гг -возвращение социологии -Ядов,Осипов -Появление иссл. центров

girl_in_bl: Пасиб, Артем. Тока найдите кто-нить,плиз, те вопросы,которых у меня нет )))

girl_in_bl: 13. Теория социальных изменений (П.Штомпка). Теория актовного взаимодействия социальных структур и их создателей,деятельностных субъектов. Рассм. процесс, в котором соц. субъекты изменяют не только структуры общ. жизни, но и сам способ их построения. Это озн., что зависимость чел-ка от неподвластных ему сил (природных,экон.,соц.) не является универсальной,она претерпевает изменения и становится взаимозависимостью. Теоретическое представление о субъекте соц. процесса:1)вне соц. системы(бог) 2)внутри соц. системы,но дегуманизорованно 3)историческая личность 4)коллектив

girl_in_bl: 30. Социальная, стратификационная и феноменологическая структуры общества. Социальная Социальная общность - ядро социальной структуры. Совокупность индивидов,относительно целостная и является субъектом социального действия. Бывают:территориальные,демограф.,этнические и т д Соц. группы - люди, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы со стороны других Социальные организации - соц. группы,ориент. на достаточно определенные цели и обладающие высоко формализованной структурой Соц. институты - уст. комплекс формальных и неформальных правил,принципов,установок и т д,регулирующих различные сферы человеч. деятельности и организ. систему ролей и статусов. Стратификационная -функциональные(управляющий-управляемый) -экономические(богатые-бедные) -профессиональные(престижно-не престижно) Феноменологическая че такое в душе половой акт не совершаю

Хохмач: girl_in_bl Сейчас что-нить придумаем...

girl_in_bl: 43.Понятие и типология личности. Личность - человеческий индивид, член общества, облад. определенными социально значимыми чертами. Типология: 1)Юнг:интровер-экстроверт 2)Фромм: -рецептивная(сентиментальная,зависимая и пассивная) -экстлуатирующая(добивается всего силой) -накопительная(ориент. на материальные блага) -рыночная(опред. себя как товар) -продуктивная(независимая,спокойная,добивающаяся своей цели) 3)Гиппократ:холерик,сангвиник,флегматик,меланхолик 4)историческая,гениальная,обыденная

girl_in_bl: 44. Социальный статус личности. Соц. статус - общее положение личности в об-ве, связанное с совокупностью прав и обязанностей Соц. статусы бывают:1)предписанные 2)достигнутые Престиж - оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Престиж формируется в зависимости от 1)полезности для общества 2)системы ценностей 45. Социальные роли личности. Соц. роль - некоторый образец поведения,признанный целесообразным для людей с данным статусом в данном обществе. Каждый человек обладает набором ролей. Роли:формальные,неформальные Ролевые конфликты - в случае расхождения между реальным поведением и ожиданием 46. Структура личности. 1)социально обусловленные особенности 2)личный опыт 3)биологические особенности Ну и исходя из этого можно всякую хрень говорить 47. Образ жизни личности. Образ жизни - способ деятельности людей, обусловленный внешними и внутренними факторами. Образ жизни позволяет : -комплексно изучить личность -связать с производством -дать хар-ку личности Структура образа жизни: 1)условия жизнедеятельности:труд,досуг,быт,образование 2)потребности,интересы,ценностные ориентации 3)формы и виды деятельности Проблема:соотношение трудовой и досуговой деятельности Смена образоа жизни вызывает дискомфорт. 48. Уровень и стиль жизни личности. Уровень жизни - показывает материальные и духовные характеристики:кол-во потребленных товаров и услуг Качество жизни содержание(качество жилья,окр. среды,труда,степень комфортности) Стиль жизни - поведение человека в конкретной ситуации(манера поведения,склонности,привычки,вкусы) Стили жизни: -активно-деятельностный -творческий -потребительский Факторы:знания,опыт,способности,убеждения,ценностныеориентации Показатели: -качество отдыха -трата денег и т д Стиль жизни - показатель образа жизни на определенном уровне Жизненный путь - процесс поэтапного включения человека в систему общ. отношений,смены образов жизни,всяз. с самореализ. личности. Этапы: 1)дошкольный 2)школьный 3)студенческий 4)трудовой 5)послетрудовой

girl_in_bl: 49. Сущность и фазы социализации личности. Социализация - процесс усвоения личностью образцов поведения,ценностей и норм,принятых в обществе,владение которыми позволяет личности чувстововать себя комфортно Фазы: 1)адоптация- приспособление к среде,принятие норм и правил -активная - не только усваиваются нормы и правила,но и индивид показывает свое отношение -пассивная - молчаливое принятие и подчинение 2)интернализация - превращение норм и ценностей среды в норы и ценности личности По Кули: 3 компонента: -как по нашему мнению воспринимают нас другие -как они реагируют -как мы отвечаем на их реакцию 50. Этапы и механизмы социализации личности Этапы: 1)младенчество (до 3х лет,осн. вид леятельности - общение, институт - семья) 2)детство (3-7 лет, игра, семья,дошк. учреждения,телефидение) 3)отрочество (7-14, учеба,школа,семья) 4)юность (14-20, образование,досуг,общение; товарищеское окружение,немножко семья) 5)зрелая личность (20-40, выс. актовность,раскрытие потенциала, созд. семьи) 6)предпенсионный(40-60, семейно-быт., профессион.-досуговая) 7)пенсионный(60 и далее, отказ от активной труд деятельности,семья) Механизмы: 1)рефлексивный - внутр диалог,в котором прин, оцен или отверг. нормы,ценности и т д 2)межличностное общение 3)традиционный(традиции) 4)зеркальный(ориентация на других) 5)стилизованнй - субкультура 6)институциональный



полная версия страницы