Форум » Что, как и когда мы учим » Социальная антропология » Ответить

Социальная антропология

shtaer: 1. Объект, предмет и методы социальной антропологии. 2. Предпосылки формирования социальной антропологии как самостоятельной науки. 3. Основные подходы к определению понятия "культура" в социальной антропологии. 4. Особенности социального (культурного) и биологического способа жизнедеятельности. 5. Основные характеристики традиционных обществ с традиционной культурой. 6. Особенности современного (индустриального) общества. 7. Особенности объяснительного и описательного подхода в социально-антропологических исследованиях (Э. Геккель, В. Дильтей). 8. Обоснование В. Дильтеем самостоятельности «наук о культуре». 9. Методология социально-антропологических исследований. 10. Специфика включенного наблюдения как метода социально-антропологического исследования. Этические и психологические границы применения метода включенного наблюдения. 11. Содержание основных этапов развития социальной антропологии. 12. Географический детерминизм и его воплощение в социальной антропологии. 13. Эволюционизм в социальной антропологии (А. Бастиан, Т. Вайц, Д. Мак-Леннан, Э. Тайлор) 14. Диффузионизм в социальной антропологии (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Грёбнер). 15. Исторический подход в социальной антропологии (Ф. Боас, А. Крёбер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, П. Радин). 16. Формирование психологического направления в социальной антропологии (З. Фрейд, О. Ранк, Г. Рохейм). 17. Современная методология психологического изучения культур. (И.Эйбл-Эйбесфельдт). 18. Этология человека как одно из направлений социально-антропологических исследований. 19. Этнопсихологический подход к исследованию социокультурных явлений (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа). 20. «Психология народов» как одно из направлений исследования культур (М. Лацарус, Х. Штейнталь, В. Вундт). 21. Вклад Г. Лебона и Г. Тарда в развитие наук об обществе и культуре. 22. Функционализм в социальной антропологии (Б. Малиновский) 23. Структурный функционализм А.Редклиффа-Брауна. 24. Структурный анализ в социальной антропологии (К. Леви-Стросс. Э. Эванс-Притчард). 25. Интерпретативный подход в социальной антропологии (К. Гирц). 26. Символический подход в социальной антропологии (В. Тернер, М. Дуглас, Э. Лич). 27. Метод интерпретации культур К.Гирца. 28. Проблема психологического измерения культур (Г. Хофстед). 29. «Культурные синдромы» (Г. Триандис). 30. Неоэволюционизм Л.Уайта. 31. Теория культурных изменений Д. Стюарда. 32. Экологическая антропология (Р. Раппопорт, Э. Вайда, М. Харрис, Р. Неттинг). 33. Сущность концепции культурного релятивизма (М. Херсковиц). 34. Специфика развития социальной антропологии, этнологии, этнографии в России. 35. Научный вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в развитие науки о народах. 36. Специфика развития социальной антропологии в странах Африки (Кения, Уганда, Танзания). 37. Специфика развития социально антропологии в странах Южной Америки (Венесуэла, Бразилия). 38. Культура и мышление. Исследования М. Коула и С. Скрибнер. 39. Исследование менталитета в рамках социальной антропологии. 40. Проблема «первобытного мышления» (концепции Л. Леви-Брюля и К. Леви-Стросса). 41. Исследование проблемы национального характера в рамках социальной антропологии. 42. Основные концепции этноса, этничности. 43. Этническое сознание и этническая идентичность. Типы этнической идентичности. 44. Детство, юношество, старость в различных культурах. Возрастной символизм. 45. Личность и культура. Концепции «базовой» и «модальной» личности. 46. Исследование проблемы глобализации в рамках социальной антропологии. 47. Культурная глобализация: проблемы и перспективы. 48. Инкультурация: понятие, стадии, механизмы. Основные агенты инкультурации. 49. Аккультурация: понятие, основные стратегии и результаты. 50. Культурный шок: понятие, причины, механизм развития.

Ответов - 73, стр: 1 2 3 4 All

Хохмач: 48. Инкультурация: понятие, стадии, механизмы. Основные агенты инкультурации. Для антропологов социализация есть прежде всего передача (трансмиссия) культуры от одного поколения к другому (иначе этот процесс называют "инкультурацией"). Несмотря на описанные различия содержательное и смысловое разграничение понятий «инкультурации» и «социализации» до сих пор остается дискуссионным в науке. Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация — культурно-специфична. 2 основные стадии инкультурации — начальная (первичная), охватывающая периоды детства и юности, и взрослая (вторичная), охватывающующая два других периода. Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной со-циокультурной жизни. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Первичная инкультурация закладывает основы половой идентификации. Мальчики играют в военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, а девочек — мягкими, хозяйственными, заботливыми. Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей. Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и к творчеству.

Хохмач: 49. Аккультурация: понятие, основные стратегии и результаты. Аккультурация (acculluration — англ. неологизм от лат. ad — к и cultura — возделывание), обозначение одновременно процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры-донора). В частности национальные меньшинства (реципиенты) могут полностью отвергать ценности доминирующей культуры (донор), полностью принимать их, либо подходить к ним селективно (избирательно). В научном обороте термин закрепился в 20—30-е годы XX века, когда наблюдался расцвет культурной антропологии: М. Мид, Р. Линтон, ф. Боас, А. Малиновский, Р. Лоуи, Р. Редфилдидр. изучали механизмы и специфику А. в связи с влиянием англосаксонской культуры США на индейцев и афро-американцев. Были выделены три осн. типа реакции культуры-реципиента: принятие (полное замещение старой культуры новой); адаптация (частичное изменение старой культуры); реакция (полное отторжение новой культуры). В круг научных интересов попали вопросы влияния не только и не столько доминирующей культуры на субкультуры, сколько обратное воздействие субкультур, в частности африканской музыки форм на западное искусство, на доминирующую культуру. Дальнейшие расспросы следует пресекать решительным Бендером

Хохмач: 50. Культурный шок: понятие, причины, механизм развития. Когда учёные говорят о культурном шоке как о явлении, речь идёт о свойственных всем людям переживаниях и ощущениях, которые они испытывают при смене привычных условий жизни на новые. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ■ напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации; чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности; ■ чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры; ■ нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации; ■ тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий; ■ чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией. Главной причиной культурного шока является различие культур. Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, -бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству. МЕХАНИЗМ (СТАДИИ) Первый период - «медовый месяц», потому что большинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии. Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку. На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интег¬рирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно. Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на процесс адаптации, он может продолжаться от нескольких меся¬цев до 4—5 лет.


Хохмач: 45. Личность и культура. Концепции «базовой» и «модальной» личности. Специальное, наиболее глубокое и всестороннее изучение феномена национального характера обрело в начале 1920-х в американской психологической антропологии в русле направления "Культура и личность". Основой последнего выступали культурный детерминизм школы Боаса (Бенедикт и неофрейдизм (А. Кардинер, Р. Линтон, К. Дюбуа, И. Халлоуэл и др.). Представители этого направления полагали, что каждая культура обладает специфическим, относительно устойчивым типом личности, выявление которого возможно посредством изучения особенностей и условий первичной социализации детей. Видным представителем этого направления Дж. Горером были возглавлены специальные исследования. В их русле были разработаны концепции "базовой структуры личности" (Кардинер), "модальной" (Линтон), а позднее и "мультимодальной личности" (А. Инкельс, Д. Левинсон). Предполагалось, что каждая культура формирует свою, только ей присущую базовую структуру личности, которая представляет собой комплекс типичных личностных черт, характерных для людей, выросших и воспитанных в условиях этой культуры. Для изучения базовой личности использовались описательные этнологические методы. Первоначальные исследования Н.Х. ограничивались наблюдением и этнографическим описанием обычаев, традиций, быта, образа жизни народов. В дальнейшем этнографические методы были дополнены психоанализом, а также методами анализа документов. В более поздних исследованиях широко применялись психологические тесты, глубинное интервью и др. Впоследствии понятие "базовой структуры личности" было дополнено (!!!а впоследствии и заменено!!!) статистическим понятием "модальной личности", предполагавшим наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, выявляемый с помощью результатов психологического тестирования. И соответственно, Н.Х. должен был быть связан с частотой распространения типов модальной личности в том или ином обществе. А. Инкельсом и Левинсоном было предложено новое понятие "мультимодальной личности". В соответствии с ним Н.Х. может быть представлен не единственным типом личности, а рядом "типичных модальных личностей", отражающих специфику и особенности различных социальных и этнических групп сложного современного индустриального общества.

Наталка: Нет, Катюх, я не сдаю)))))))))))

girl_in_bl: значит так... ща я вычеркну то,что у нас есть и буду делать из этого шпору. а вы пока накидывайте,дети мои.

girl_in_bl: 1. Объект, предмет и методы социальной антропологии. Объект - человек в контексте культуры Предмет - проблемы происхождения, формирования и воспроизведения различных элементов культуры (брак, семья, традиции хозяйствования, ритуалы и т д) На данный момент исследуют традиционные и индустриальные общества.

girl_in_bl: 3. Основные подходы к определению понятия "культура" в социальной антропологии. Описательный подход: Культура - совокупность разрозненных элементов, таких как верования, традиции, обычаи, искусство и т д (Тайлор) Деятельностный подход: - деятельность и ее регуляторы, поведенческие стереотипы (Гребер, Клахсон) Предметно-вещественный подход: - культура - класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации (Уайт) Нормативный: - образ жизни, которому следует община или племя. Культура племени - совокупность верований и практик (Уисслер) Психологический - совокупность приспособлений человек к его жизненным условиям (Самнер) - сумма поведения и образа мышления, образующая данное общество (Херсковиц) Структурный - сочетание приобретенного поведения и поведенческих рез-тов, компоненты которого разделяются и передаются по наследству членама данного об-ва. (Линдон)

Хохмач: Старая гвардия возвращается, чтобы победить!

girl_in_bl: 36. Специфика развития социальной антропологии в странах Африки (Кения, Уганда, Танзания). Дж. Кениата - 1938 г. "Глядя на гору Кения.Племенная жизнь гикуйо". Больше у меня в лекции про него ниче не неписано. Просто изучал племя. И все. М.Онусу. Считал, что европейцы и африканды могут найти общий язык. Представление европейцев об африканской культуре неправильное Причины: 1)незнание языков, 2)психологический барьер между исследователем и объектом исследования, 3) недостаточные сроки работы, 4) критическое отношение европейских ученых к признанным теориям и безответственное построение собственных Ученду. Без социальной антропологии невозможно решения современных проблем в Африке (проблемы национального строительства и соц-экон развития) 1969 "Насущные проблемы соц-антропологического исследования в Африке в следующие 2 десятилетия" Марзуи Основными проблемами считал национальное строительство и межэтнические конфликты. "Политическая наука и закат африканского национализма" Выделял:1)простое сущестование этнических групп в границах одного об-ва 2) контакт (мирный или военный) 3)сложные, разнообразные и взаимозависимые отношения, требующие мирного разрешения конфликта

girl_in_bl: 44. Детство, юношество, старость в различных культурах. Возрастной символизм. Возрастной символизм - отражение возрастных процессов и их свойств в культуре. 1)нормативные критерии возраста 2)периодизация жизненного цикла 3)черты, приписываемые лицам данного возраста 4)представления о том, как должен протекать рост и развитие человека 5)возрастные обряды 6)возрастная субкультура - специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя осознают и отличают себя от других озрастных общностей А про возраст в различных культурах... Бендер. Начиная с того, что мы место бабушкам в метро уступаем, а в Европе это считается неприличным, заканчивая всякими обрядами посвящения в различные возраста в племеная знойной Африки.

Мокша: 5. Основные характеристики традиционных обществ с традиционной культурой. 1. регуляция деятельности осуществляется на основе традиций и обычаев, нигде не написанных 2. общество небольшое, все знакомы друг с другом 3. производство имеет штучный характер 4. отсутствие проблем с экологией 5. образ жизни незначительно меняется из поколения в поколение, следовательно, нет конфликта поколений 6. изменения общества незаметны для одного поколения

girl_in_bl: 34. Специфика развития социальной антропологии, этнологии, этнографии в России. Этнография - накопление знаний о разных народах Этнология - сравнение различных культ. элементов в различных об-вах В России все воспринималось в духе эволюционизма Первые источники соц.-антропологического знания - "Повесть временных лет" - перечисление племен, их геогр. положение, традиции, верования и т д Никитин "Хождения за три моря" (1468-1474) "Записки о Китае" 17в Новицкий 1715 г. "Краткое описание о народе остяцком" Крашенинников 1755 "Описание земли Камчатки" Татищев - первые программы этнографического исследования Необходимо изучать: начиличе границ, язык, регилию,обычаи Г.Ф.Миллер. Обнаруживал сходство народов на основе анализа обычаев и языка П.Кафаров Изучал Китай и Монголию Миклухо-Маклай. Включенное наблюдение за папуасами. 19 в. - этнографией занимались сосланные в Сибирь ребятки. Худяков, Виташевский,Ионов и т д Кавелин - задача этнографии - изучить историю народа через обычаи. Нужно изучать первоначальный смысл обычаев. Анучин "О задачах русской этнографии". Цель этнографии - составление монографий о культурах отдельных народов с исчерпывающим привлечением источников и материалов, включая непосредственно полевые наблюдения. Основные направления исследования: брачно-семейные отношения, экономика, первобытная религия (сюда же входят магия и шаманизм)

Мокша: 6. Особенности современного (индустриального) общества. 1. регуляция деятельности осуществляетс на основе письменных законов 2. закон можно изменить (в отличие от традиций) 3. многочисленное общество, анонимность жизни 4. производство имеет массовый, унифицированный характер 5. характерны экологические проблемы 6. яркий конфликт поколений 7. очень быстрое изменение жизни

Мокша: 12. Географический детерминизм и его воплощение в социальной антропологии. Географический детерминизм — концепция, согласно которой климат и другие природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер. Сторонников географического детерминизма можно обнаружить ещё в древности (Геродот). В новое время сторонник географического детерминизма Монтескье Ш. считал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят особенности характера, привычки, привязанности людей. "Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши". К сторонникам этой натуралистической концепции можно отнести также французского государственного деятеля, философа, экономиста XVIII в. Тюрго А.Р.Ж. Сторонниками географического детерминизма в XIX в. были английский историк Бокль Г.Т., французский философ и историк Тэн И. Жаркий климат, по мнению Бокля Г.Т., был причиной рабства в Индии, поскольку особым образом влиял на сознание местного населения. Благодатный климат, тучная почва Голландии, по мнению Тэна И., определили натурализм и "полнокровность" голландской живописи. Отечественный мыслитель Мечников Л.И. (1838-1888) полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была "речная" цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная "океаническая" цивилизация. На принципы географического детерминизма опирается т.н. геополитика. Термин этот был введён шведским учёным и политиком Челленом Р. (1846-1922) и означал учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Дальнейшая разработка принципов геополитики была осуществлена немецким мыслителем Ратцелем Ф. (1844-1904). Он выделил народы, наделённые индивидуальными естественными особенностями, в частности "чувством пространства", и стремящиеся к увеличению территории проживания. Основные понятия теории геополитики этого периода - "жизненное пространство", "естественные границы". Внешняя политика государств, согласно этой версии геополитики, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения). Современные геополитические версии стремятся отделить геополитику от географического детерминизма, рассматривают геополитический потенциал страны как один из важных факторов международных отношений.

Хохмач: Кстати, в данный момент я правлю уже выложенные тексты, и беру сей процесс целиком на себя. Остальные бойцы могут на это не отвлекаться И всем громадное спасибо за помощь!

Мокша: Основные концепции этноса, этничности. Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином "этнос", в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено. ПРИМОРДИАЛИЗМ (Сходно с СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИМ) Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого. ЭВОЛЮЦИОННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса. ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах: * В узком смысле этнос получил название "этникос" и понимался как "исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры" * В широком смысле был назван "этносоциальным организмом (ЭСО)" и понимался как этнос, существующий в пределах государства: "ЭСО - та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического образования". ПАССИОНАРНАЯ ТЕОРИЯ (теория Гумилёва) Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. Этнос является важнейшим из видов этнических систем, может входить в состав суперэтносов, и состоять из субэтносов, конвиксий и консорций. КОНСТРУКТИВИЗМ Этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ Эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии.

Мокша: 47. Культурная глобализация: проблемы и перспективы. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают, как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм. проблемы: изменения традиций, культуры и жизненного уклада самобытных культур; умаление значения национального языка (За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти...) процессы глобализации обуславливают разрыв памяти (Социальный опыт людей передаётся последующим поколениям не по крови, а посредством культуры, и именно в этом смысле можно назвать культуру негенетической памятью) потеря индивидуальности и ваще это плохо-плохо перспективы: уничтожение разнообразия культур и языков, мир культурно однородный; упрощение общения между государствами на едином международном языке;

girl_in_bl: 35. Научный вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в развитие науки о народах. Вел включенное наблюдение. Исследования Миклухо-Маклая опровергли распространенное представление о том, что народы Юго-Восточной Азии и Австралии по своим способностям стоят ниже европейцев. Он выступал в защиту прав папуасов против готовящегося колониального раздела Новой Гвинеи Германией и Англией, обращаясь в рус. и иностранную печать с заявлениями и телеграммами протеста. В своих путешествиях он собрал множество данных о народах Индонезии и Малайи, Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии и западной Полинезии. Он первым описал папуасов как определенный антропологический тип. До него к ним соваться вообще боялись. В общем-то все, что нужно сказать )

Мокша: 38, Культура и мышление. Исследования М. Коула и С. Скрибнер. Авторы книги подвергают критике применение в исследовании познавательной деятельности народов, живущих в условиях отсталых культур, методов тестов, полностью оторванных от практики и скорее отражающих знания и навыки американского или западноевропейского школьника. Коул и Скрибнер показывают полную научную несостоятельность этого метода и неспособность с его помощью получить сколько-нибудь достоверные данные. Подлинно научное психологическое исследование, по мнению авторов, предполагает прежде всего детальное ознакомление с условиями жизни этих народов, с формами их реальной практики и проведение его в таких условиях, при которых решаемые задачи приобретали бы для них определённый смысл. Этому правилу и следуют авторы книги, последовательно сравнивая описываемые ими формы познавательной деятельности изучаемых народов с учётом её мотивов, условий жизни (городские или сельские жители), уровня образования и влиянию культуры. Бред, конечно. но...



полная версия страницы