Форум » Что, как и когда мы учим » Социальная антропология » Ответить

Социальная антропология

shtaer: 1. Объект, предмет и методы социальной антропологии. 2. Предпосылки формирования социальной антропологии как самостоятельной науки. 3. Основные подходы к определению понятия "культура" в социальной антропологии. 4. Особенности социального (культурного) и биологического способа жизнедеятельности. 5. Основные характеристики традиционных обществ с традиционной культурой. 6. Особенности современного (индустриального) общества. 7. Особенности объяснительного и описательного подхода в социально-антропологических исследованиях (Э. Геккель, В. Дильтей). 8. Обоснование В. Дильтеем самостоятельности «наук о культуре». 9. Методология социально-антропологических исследований. 10. Специфика включенного наблюдения как метода социально-антропологического исследования. Этические и психологические границы применения метода включенного наблюдения. 11. Содержание основных этапов развития социальной антропологии. 12. Географический детерминизм и его воплощение в социальной антропологии. 13. Эволюционизм в социальной антропологии (А. Бастиан, Т. Вайц, Д. Мак-Леннан, Э. Тайлор) 14. Диффузионизм в социальной антропологии (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Грёбнер). 15. Исторический подход в социальной антропологии (Ф. Боас, А. Крёбер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, П. Радин). 16. Формирование психологического направления в социальной антропологии (З. Фрейд, О. Ранк, Г. Рохейм). 17. Современная методология психологического изучения культур. (И.Эйбл-Эйбесфельдт). 18. Этология человека как одно из направлений социально-антропологических исследований. 19. Этнопсихологический подход к исследованию социокультурных явлений (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа). 20. «Психология народов» как одно из направлений исследования культур (М. Лацарус, Х. Штейнталь, В. Вундт). 21. Вклад Г. Лебона и Г. Тарда в развитие наук об обществе и культуре. 22. Функционализм в социальной антропологии (Б. Малиновский) 23. Структурный функционализм А.Редклиффа-Брауна. 24. Структурный анализ в социальной антропологии (К. Леви-Стросс. Э. Эванс-Притчард). 25. Интерпретативный подход в социальной антропологии (К. Гирц). 26. Символический подход в социальной антропологии (В. Тернер, М. Дуглас, Э. Лич). 27. Метод интерпретации культур К.Гирца. 28. Проблема психологического измерения культур (Г. Хофстед). 29. «Культурные синдромы» (Г. Триандис). 30. Неоэволюционизм Л.Уайта. 31. Теория культурных изменений Д. Стюарда. 32. Экологическая антропология (Р. Раппопорт, Э. Вайда, М. Харрис, Р. Неттинг). 33. Сущность концепции культурного релятивизма (М. Херсковиц). 34. Специфика развития социальной антропологии, этнологии, этнографии в России. 35. Научный вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в развитие науки о народах. 36. Специфика развития социальной антропологии в странах Африки (Кения, Уганда, Танзания). 37. Специфика развития социально антропологии в странах Южной Америки (Венесуэла, Бразилия). 38. Культура и мышление. Исследования М. Коула и С. Скрибнер. 39. Исследование менталитета в рамках социальной антропологии. 40. Проблема «первобытного мышления» (концепции Л. Леви-Брюля и К. Леви-Стросса). 41. Исследование проблемы национального характера в рамках социальной антропологии. 42. Основные концепции этноса, этничности. 43. Этническое сознание и этническая идентичность. Типы этнической идентичности. 44. Детство, юношество, старость в различных культурах. Возрастной символизм. 45. Личность и культура. Концепции «базовой» и «модальной» личности. 46. Исследование проблемы глобализации в рамках социальной антропологии. 47. Культурная глобализация: проблемы и перспективы. 48. Инкультурация: понятие, стадии, механизмы. Основные агенты инкультурации. 49. Аккультурация: понятие, основные стратегии и результаты. 50. Культурный шок: понятие, причины, механизм развития.

Ответов - 73, стр: 1 2 3 4 All

girl_in_bl: 29. «Культурные синдромы» (Г. Триандис). Особенности влияния культуры на становление и функционирование в ней человека исследовалось Триандисом Г., который предложил концепцию «культурных синдромов», когда под «культурным синдромом» понимается определенный набор ценностей, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой. Культурные синдромы включают в себя несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Триандис Г. выделил три культурных синдрома – «простота – сложность», «индивидуализм – коллективизм», «открытость – закрытость». В сложных культурах время линейное, в простых - цикличное. В сложных культурах четко разграничены соц. роли. Коллективизм - понятно. В закрытых культурах осуждаются отклонения от нормы. В открытых - наоборот. А дальше Бендер-Бендер-Бендер про разные культуры.

Мокша: 43. Этническое сознание и этническая идентичность. Типы этнической идентичности. Этническое Сознание - совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотипы. ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности. ТИПЫ ЭДЕНТИЧНОСТИ ------------ПОЗИТИВНАЯ этническая идентичность (норма) Позитивная этническая идентичность характерна для большинства людей и представляет такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. В ее структуре соотносятся позитивный образ собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Этническую идентичность по типу «нормы» характеризует высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам. Позитивность отношений к собственным и другим народам, сочетающаяся в «норме», вовсе не предполагает эмоциональной однозначности этих отношений. В противоположность космополитизму, идеологии «гражданина мира», человеку с «нормальной» этнической идентичностью свойственно естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей. ГИПЕРЭДЕНТИЧНОСТЬ - своеобразный этнический нарциссизм. Это предполагает переход от естественного предпочтения по ряду параметров собственной этнической группы к абсолютной убежденности в превосходстве над «чужими». При таком типе идентичности более вероятным становится насилие как форма действия и агрессивный стиль решения конфликтов. ЭТНОИЗОЛЯЦИОНИЗМ Данная шкала оценивает более глубокую трансформацию этнической идентичности, что соответствует формированию этнического самосознания по типу этноизоляционизма. Это проявляется в убежденности в превосходстве своего народа, в признании необходимости «очищения» национальной культуры, негативном отношении к брачным межнациональным союзам, ксенофобии (ненависти ко всему чужому). ЭТНИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ

girl_in_bl: 15. Исторический подход в социальной антропологии (Ф. Боас, А. Крёбер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, П. Радин). Боас "Ум первобытного человека"1911 г. Свою деятельность антропологи должны начинать с изучения материальной культуры, физические особенности представителей культуры, а затем духовную культуру. Особое внимание уделять языку. Существуют общие законы развития культур, но их очень сложно найти. КреберИзучал американских индейцев. Способы изучения культур - микросокпический (воспоминания современников) и телескопический (сравнение с другими культурами) Гольденвейзер "Ранняя цивилизация" 1921 г. Ни расовые особенности, ни влияние геогр. среды, ни свойства чел. психики не объясняют разнообразие человеческих культур. Вопрос о роли заимствования культур и о самост. развитии сложен и не может решаться упрощенно Лоуи "Первобытное общество" 1921. Существование общих законов ист. культур не доказано, и нельзя их заранее предполагать Радин Ввел метод анализа биографий


Мокша: 8. Обоснование В. Дильтеем самостоятельности «наук о культуре». Вильгельм Дильтей В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (нем. Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о духе» (нем. Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к которым Дильтей относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью — переживанием — и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается, якобы, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни — описательную психологию. Вместо терминов "культура" и "науки о культуре" (гуманитарные науки) Дильтей пользовался терминами "дух" и "науки о духе". Между тем для дильтеевского подхода характерен ряд моментов, выгодно отличающих его от концепции культуры, предложенной неокантианством. Во-первых, проблематику специфики историко-гуманитарного знания Дильтей, в противоположность Виндельбанду и Риккерту, не сводит к методологическим вопросам. Для Риккерта различение между "науками о культуре" и "науками о природе" обусловлено теоретико-познавательными причинами, а именно особенностями "образования понятий" в различных видах познания — историческом, с одной стороны, и естественнонаучном, с другой. Если естественные науки оперируют ценностно ненагруженными и "генерализирующими", т. е. обобщающими, отвлекающимися от индивидуальности, методами, то историческое познание является (1) ценностным, (2) "индивидуализирующим". Отличие сферы "природы" от сферы "истории" носит, согласно Риккерту, исключительно формальный характер: они познаются по-разному не в силу их онтологических свойств, а в силу того, что при их познании применяются разные логические средства. Очень похожее различение вводит Виндельбанд. У него оно предстает в виде дихотомии "номотетических" и "идиографических" методов. Номотетический метод естествознания направлен на выявление закономерностей, тогда как идиографический метод исторического познания описывает индивидуальность, уникальную неповторимость явлений. У Дильтея же различие двух типов познания носит предметный характер: ученому-гуманитарию предстает в известной мере другая действительность, нежели та, с которой имеет дело представитель естественных наук. Во-вторых, содержание гуманитарного познания ("наук о духе") далеко не сводится к исторической науке. Если для неокантианства "наука о культуре", по сути, тождественна истории как науке (обсуждение вопроса о теоретико-познавательном статусе "науки о культуре" у Риккерта совпадет с обсуждением критериев научности истории), то Дильтей рассматривает гуманитарное познание в качестве высоко дифференцированной целостности. К области "наук о духе" относятся, наряду с историей, филология, искусствознание, религиоведение и т.д. В-третьих, в том, что касается собственно методологического аспекта затронутой проблемы, Дильтей, опять-таки в противовес неокантианству, не редуцирует метод гуманитарного познания к "индивидуализирующим" процедурам историографии: наряду с "историческими", он выделяет "системно-теоретические" и "культурно-практические" методы гуманитарных наук. Наконец, в-четвертых, место познания культурно-исторического мира в неокантианстве определено рамками "философии ценностей"; культура предстает в результате как застывшая система, как неподвижный мир ценностей. Предлагаемая Дильтеем категория "жизнь" (и, соответственно, "философия жизни") обещает послужить гораздо более адекватным средством теоретического схватывания реальности культуры в ее динамике и изменчивости. Это продемонстрировал своим творчеством Георг Зиммель, многие положения теории культуры которого представляют собой развитие положений Дильтея. Науки о духе, систему которых намеревался построить Дильтей, суть, строго говоря, не только науки о культуре, а общественные, социальные науки в современном смысле слова. Объект "духовно-исторического познания" — не просто "культура", а "общественно-историческая действительность" как таковая. Поэтому в состав "наук о духе" входят, наряду с привычными гуманитарными дисциплинами, также теория хозяйства и учение о государстве. Система знания об общественно-исторической действительности включает в себя, согласно Дильтею, две группы наук — "науки о системах культуры" и "науки о внешней организации общества".

Мокша: 18. Этология человека как одно из направлений социально-антропологических исследований. ЭТОЛОГИЯ - это наука, описывающая поведение животных в естественных условиях. В 70-80-е годы возникла этология человека как синтез этологии, этнологии, физиологии и психологии. Основной объект исследования - традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. Важная особенность такого подхода заключается в изучении культуры и человека в "естественном" состоянии. Поэтому этологи главный упор делают на анализе раннего детства ("докультурного", по их мнению) и культур охотников и собирателей, широко используя кино- и видеосъемку для запечатления непрерывности культурных взаимодействий и последующего анализа. Предмет этологии человека имеет тройственную структуру: 1. Изучение детей в различных культурах в досоциальном естественном состоянии; 2. Исследование онтогенетического развития детей, особенности поведения взрослых в современных обществах и в обществах охотников-собирателей (в естественных культурах); 3. Поиски сходных аспектов в функционировании человека и животных. В генетическом аспекте этология человека не только анализирует развитие ребенка с детских лет до взрослого состояния в условиях различных культур, но и исследует движение от предшествующего (животного) способа функционирования к человеческому (культурному), от высших животных к детям, а от них - к более зрелым этносоциальным формам. В этологии человека огромное значение имеет ритуал, понимаемый как коммуникативные модели поведения, выразительные движения - атомарные составляющие ритуалов, культурная и филогенетическая* адаптация. Взаимодействию двух последних аспектов в культурах в этологии человека придается фундаментальное значение. Подчеркнем, что именно тщательный анализ филогенетических (врожденных) и культурных форм (ритуалов) поведения, а не декларация приоритета того или иного фактора - важнейшая особенность этологии человека, выгодно отличающая ее от социобиологии, которая, по сути, есть лишь доказательство биологической сущности культуры и человека. * Филогенетическое - врожденное, принадлежащее человеческому роду. Другим определяющим понятием этологического исследования культур является коммуникация, чаще всего определяемая как синхронизация стимульно-реактивного механизма при наличии специфических сигналов. Особую роль в этологии человека играет изучение невербальной коммуникации, прежде всего в эмоционально-жестовой форме. С коммуникацией тесно связано удовлетворение потребностей человека в общении и уединении. В этологии человека разработана концепция регуляции уединенности с использованием социально-психологического механизма "Я - другие". В анализе общения выделяется проблема отношения к незнакомым в детстве и в рамках той или иной общности. Еще одно фундаментальное направление этологии человека - изучение эмоционально-психологических состояний в современном и традиционном обществах. Собственно говоря, именно с анализа агрессивности и насилия началось этологическое изучение культур. Впоследствии в круг исследования были включены ненависть, враждебность, тревожность, любовь, страх и привязанность. Без последнего качества, по мнению этологов, трудно сформировать полноценного человека в детстве. Нейтрализуя агрессивность, привязанность обеспечивает функционирование этнокультурных общностей ("социальная привязанность"). Этологию человека развивали Н.Блуртон-Джонс, У.Макгрю, М.фон Кранах, Дж.Боулби, П.Экман, У.В.Фризен, Е.Р.Соренсен, И.Эйбл-Эйбесфельдт, Р.Хайнд. Существенную роль в развитии этологии человека сыграл К.Лоренц, в первую очередь своей книгой "За зеркалом" (1977). Концептуально новая дисциплина оформилась в 1977 г., когда в ФРГ была проведена конференция. Несколько позже был издан солидный труд "Этология человека. Задачи и пределы новой дисциплины" (1979). Значительное внимание в этологии человека уделялось разработке теории и понятийного аппарата. В частности, внутрикультурное взаимодействие людей описывалось с помощью таких понятий, как "агрессивность", "страх" и "привязанность". Определенным шагом в развитии этого направления было издание фундаментального труда И.Эйбл-Эйбесфельдта "Этология человека" (1989), в котором немецкий ученый проанализировал и связал воедино социальное поведение, онтогенетическое развитие человека, коммуникацию в различных ее формах, роль пространства в современной и традиционной культурах. Стремление к созданию интегративной дисциплины о культуре и человеке проявилось и в использовании последних открытий в биохимии, а именно нейрохимических коррелятов культурных стереотипов поведения. Новые типы веществ (нейротрансмиттеры и нейромедиаторы) дают возможность соотнести поведенческие стереотипы, внутриорганические процессы, воздействие внешних природных факторов в циклическом взаимовлиянии.

Мокша: 19. Этнопсихологический подход к исследованию социокультурных явлений (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа). А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа - виднейшие представители этнопсихологического направления ('культура и личность') в американской антропологии. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики. Бенедикт, как и др. исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье 'Конфигурации культуры' (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на 'аполлоновский' и 'дионисийский' типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются, прежде всего, различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры - это 'индивидуальная психология, отраженная на большом экране'. В статье 'Антропология и анормальное' (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. Р. Бенедикт и М. Мид продемонстрировали пластичность человеческой природы, считавшейся у Фрейда неизменной, и строгую зависимость особенностей психики от особенностей культуры. Специфические приемы воспитания порождают у всех представителей данной этнокультурной общности типичные черты характера, которые А. Кардинер назвал "базовой личностью ". Концепция базовой личности давала возможность не только перейти от культуры к индивиду, но и позволяла вывести первую из последнего, рассмотрев культуру в качестве проекции вовне базовой личности.

Мокша: 32. Экологическая антропология (Р. Раппопорт, Э. Вайда, М. Харрис, Р. Неттинг). В 60-х гг. ХХ в. в биологической антропологии окончательно оформилось аналогичное направление, получившее название - экологическая (или физиологическая) антропология. В задачи антропоэкологии входит исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологических методов. Взаимодействие рассматривается в системе "человек-культура-среда" (Алексеев В.П., 1991). До этого времени в антропологии преобладал интерес к социальной природе человечества, к основным этапам его формирования (эволюции), к его этнической истории. Считалось, что как только в ряду предковых форм человека появился Homo sapiens, такой важный биологический фактор возникновения современного человека как естественный отбор перестал играть формообразующую роль, "передав свои функции" факторам социальным. Развитие материальной и духовной культуры, возникновение общественных институтов действительно всегда играли и продолжают играть ведущую роль в освоении человеком земного пространства и во взаимоотношениях человечества с окружающей средой. Но развитие антропологии приводило к необходимости исследований по экологии человеческих популяций. В них просматривался путь к объяснению морфологического разнообразия, специфики географической изменчивости многих биологических свойств и генетического полиморфизма человечества (Алексеева Т.И., 1998). Экология и антропоэкология - очень обширные и вполне самостоятельные направления естествознания. В формате нашего учебника приведены лишь самые поверхностные сведения из этой области. Для более полного представления мы рекомендуем обратиться к по-настоящему серьезным работам (например, в области общей экологии, см.: Одум Ю., 1986; Яблоков А.В., 1987; Бигон М. и др., 1990; Гиляров А.М., 1990; в области антропоэкологии - прежде всего: Алексеева Т.И., 1977; 1986; 1998; Харрисон Дж. и др., 1979; Фоули Р., 1990). Но даже в нашем кратком рассказе придется уделить несколько страниц разбору ряда важных понятий. Первое из них, само по себе достаточно неопределенное - это понятие об окружающей среде. Среда обитания представляет собой весь комплекс окружающих условий, в которых существует данная человеческая группа. Ясно, что в одних (комфортных) условиях жить легко и приятно, в других - сложнее, но приноровиться все же как-то удается, а в особо тяжелых (жестких, или экстремальных) условиях даже выжить бывает совсем непросто. Получается, что в комфортной среде возможность существовать (а главное, оставлять потомство) имеют самые разные люди, обладающие различными биологическими характеристиками. Напротив, в других условиях определенные черты оказываются более уязвимыми, а их носители имеют меньше шансов выжить и продолжить свой род. В зависимости от жесткости условий и того, насколько успешно к ним приспосабливаются организмы, происходит избирательное выживание тех или иных фенотипов. А это не что иное, как отбор - основа эволюционного развития, в результате которого происходит изменение генотипического состава следующих поколений людей. С другой стороны, мы уже знаем, что масса экзогенных причин непосредственно контролирует онтогенез человека, определяя в конечном счете сам процесс реализации генотипа в фенотип. Не утратив своего видового единства, современный человек расселился по миру чрезвычайно широко. "Наш" видовой ареал (ойкумена) один из самых обширных в сравнении с ареалами других существ, населяющих Землю, - отдельные популяции человека смогли освоить всевозможные регионы планеты, в том числе наиболее экстремальные, такие, как полярные и тундровые пространства, высокогорные области, пустыни и т.п. Взаимодействуя со средой в процессе постепенного и длительного расселения, человеческие популяции приобретали черты, делающие их более приспособленными к тем или иным географическим условиям жизни (т.е. свойства, оптимальным образом соответствующие той или иной среде). Человек постепенно менялся - адаптировался к новым специфичным сочетаниям экзогенных факторов. Любые подобные приспособительные черты (биологического и небиологического порядка), возникшие естественным образом или специально выработанные группами человека для успешного существования в данных условиях, называют приспособительными, или адаптивными, изменениями. С этой точки зрения, вся наша эволюция, история, и даже жизнь отдельного человека могут рассматриваться как неравномерные динамичные процессы приспособления к новым условиям, которые во многом определяют биологическое разнообразие. В ряде случаев (хотя и далеко не всегда) нам удается перейти от абстрактных предположений и определить точные механизмы образования адаптивных особенностей. Вся та доля биологической изменчивости, которая может быть ассоциирована с конкретными экологическими причинами, а также имеет значение для выживаемости и успешного существования человека или сообщества людей может быть названа экологической, или приспособительной, изменчивостью.

Мокша: 4. Особенности социального (культурного) и биологического способа жизнедеятельности. биологический тип: 1. доминация врожденных стереотипов поведения и инстинктов 2. характер деятельности представляет собой специализацию по анатомно-физиологическому строению организма (хищник, травоядный и т.д.) 3. существование возможно только на опред. территории и в опред. климатических условиях 4. есть обучение и модификация опыта, но незначительные 5. объектом изменений (необходимых при трансформации внешних условий) служит сам организм биологический способ позволил человеку приобрести навыки группового поведения культурный тип: 1. жизнедеятельность на основе собственных желаний, мыслей опыта (однако не отрицаются инстинкты и опыт предыдущих поколений) 2. деятельность носит идеально-планируемых характер, она опосредована (посредники - предметы духовной и мат. культуры) 3. чел. способен приспособиться к любым природным условиям, но существовать вне культ.пространства не может 4. большое внимание уделяется научению и передаче опыта (бла-бла, человек умный и раумный и т.д.) 5. объектом изменений (необходимых при трансформации внешних условий) служит окружающий мир чел. создает культуру, сохраняет культурные традиции и фиксировать нововведения, делать их достоянием всех членов общности. Культурный (социальный) тип деятельности - основа существования искусства, духовной культуры в целом. бла-бла, какой он молодец

Мокша: 2. Предпосылки формирования социальной антропологии как самостоятельной науки. 1. Теpмином "социальная антропология" обозначалось на пеpвом этапе научное напpавление, целью которого было исследование и описание представлений о человеке как общественном существе, сложившихся в т.н. "пpимитивных" обществах. По сути дела, pечь шла о человеке традиционного общества - в отличие от общества современного. Иными словами, ключевая для западной философии проблема "человек и общество" пpоециpовалась на незападные культуры и цивилизации - на те, исследование которых относилось к области антропологии и этногpафии. 2. Антропологическая модель индивидуума и детерминизм При становлении современного общества Запада не менее важное идеологическое значение, чем механистическая картина мира, имели атомистические представления. Идеологическая потребность в атомизме связана с тенденцией к "атомизации" общества в XVII-XVIII вв. (слово индивид является переводом на латинский язык греческого слова атом, что значит "неделимый"). Сосуществование индивидуумов в обществе опpеделяется фундаментальным условием - их исходным pавенством Видение общества как мира "атомов" вытекает из той научной рациональности, в основе которой лежит детерминизм - движение атомизированного "человеческого материала" поддается в научной социологии такому же точному описанию и прогнозированию, как движение атомов идеального газа в классической термодинамике. Солидарные же общественные структуры, в которых идут нелинейные и "иррациональные" процессы самоорганизации, во многом непредсказуемы. Антpопологическая модель человека как атома легитимиpовала pазpушение тpадиционного общества любого типа и установление нового и очень специфического экономического и социального поpядка, пpи котоpом становится товаpом pабочая сила, и каждый человек пpевpащается в тоpговца. 3. Биологизация модели человека в идеологии С развитием эволюционного учения антропологическая модель современного общества была дополнена биологическими понятиями. о Дарвина уже Гоббс пpедставляет "естественного" человека, очищенного от всяких культуpных наслоений, и утвеpждает, что его пpиpодное, вpожденное свойство - подавлять и экспpопpииpовать дpугого человека. Эта антропологическая модель, которой обосновывают конкуренцию в рыночной экономике, развивалась множеством философов. Перенос биологических понятий в социальную сферу не в качестве метафор или аналогий, а в качестве рабочих концепций и моделей - это типичный процесс формирования идеологии с ее легитимацией через естественные науки. 4. Бихевиоpизм В антропологии Запада в ХХ веке большую роль сыграли психологические доктрины (в частности, психоанализ). В рамках психологии с начала ХХ века развивается и другое, параллельное психоанализу течение - бихевиоризм (от слова behavior - поведение). Его основатель Д.Уотсон еще в 1914 г. заявил, что "предметом психологии является человеческое поведение". Но, в отличие от психоанализа, бихевиористы отвлекаются от всех субъективных факторов (мышление, эмоции, влечения и т.д.) и рассматривают поведение исключительно как функцию внешних стимулов. Это - крайне механистическое представление человека, который рассматривается как машина, управляемая извне с присущим машине детерминизмом (точной предопределенностью реакции в ответ на управляющее воздействие).

Мокша: Все. Я закончилась...

Хохмач: Держаться нету больше сил... Но я держусь пока... Ещё не все простыни текста ликвидированы...

Хохмач: Егор, если ты видишь это сообщение, не обольщайся - я ещё жив, хоть и устал. На тебя остаётся урезка 3-4 простыней и желательно что-нибудь об отношении Леви-Стросса к структурализму (вопрос 24). Встречаемся в 10 в столовой. Искренне ненавидящий тебя, Эрик Картман Ли.

Madchen: Кстати кто не в курсе, завтра к 13 00 а то у нее там экз еще ...

DinAlt: 7. Особенности объяснительного и описательного подхода в социально-антропологических исследованиях (Э. Геккель, В. Дильтей). Дильтей отстаивал важность ее связи с философией (прежде всего с философией Гегеля), отвергая приоритет эксперимента над наблюдением. Дильтей был автором направления, получившего название «философия жизни». Центральным в этой концепции стало понятие о живом духе, развивающемся в различных исторических формах. Дильтей считал, что описательная психология должна существовать наряду с объяснительной, которая ориентируется на науки о природе, и должна стать основой всех наук о духе.Отвергая традиционную метафизику, Дильтей высказывался и против позитивизма, против перенесения методов естественных наук в психологию, которая нуждается в собственном методе и собственной методологии. Дильтей подчеркивал, что понятие причинной связи вообще не применимо в области психического (и исторического), так как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. П Свою психологию Дильтей называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание - объяснению, расчленение - конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Он выступал и против традиционного для того времени ассоциативного подхода к психике, понимания ее как сенсорной мозаики, состоящей из элементов. Взамен элементов он предлагал внутренне связанные структуры, лежащие в основе душевных процессов, развитие которых определяется целью. Целостность и целенаправленность представляют собой, по мнению Дильтея, специфические черты душевных проявлений. Хотя сами эти качества не были им привнесены в психологию (об этом говорили и другие ученые, например Брентано и Джемс), но принципиально новым в концепции Дильтея было стремление вывести их не из органической, но из исторической жизни, из чисто человеческих видов деятельности, которые отличает воплощение переживаний в творениях культуры. Одним из центральных в его теории стало понятие переживания. Оно выступало не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Тем самым индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей, с миром духовности. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками (философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого. Уникальный характер объекта исследования (духовный мир), по мнению ученого, определял и уникальность метода. Им служит не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, но понимание, постижение. Он писал, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь постигаем». Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний «Я». Оно существенно отличается от интроспекции, так как открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного. Это интуитивное вчувствование помогает понять, а затем и описать смысл жизни, включив субъективные переживания в контекст культурной среды, в которой живет человек. Ориентация Дильтея на бессознательные духовные, нравственные переживания, которые составляют суть человеческой личности, дала основание С. Л. Рубинштейну назвать его психологию «вершинной», в отличие от «глубинной» психологии Фрейда, видевшего в бессознательном лишь биологические влечения. Идея Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э.Шпрангером (1882-1963). Как и Дильтей, он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т.е. непосредственное постижение смысла психических явлений. В то же время, стремясь к более объективному постижению психической жизни, центральным в своей концепции он сделал не переживание, но духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Таким образом, субъективные переживания человека рассматривались в их соотношении с надындивидуальными сферами объективного духа. Им было выделено шесть основных типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности), экономические (материальные блага, полезность), эстетические (стремление к оформлению, к самовыражению), социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политические (власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то (или какие-то) из них при этом будет доминировать. Это доминирование и определяет преимущественную форму жизни данного человека, сферу его деятельности и переживаний. Исходя из того, какая группа ценностей доминирует, Шпрангер выделял соответственно теоретического человека, экономического, эстетического, социального, политического и религиозного. Форма жизни есть внутреннее, духовное образование, поэтому для более полного развития личности взрослый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение, исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной. Описательная психология показала новые возможности построения психологии как гуманитарной науки, вскрыла недостатки сугубо естественно-научной ориентации психологии, преобладавшей в то время. Многие из них стали более очевидными со временем, но в тот момент преимущества объективной, экспериментальной психологии были настолько очевидны, что упреки и опасения Дильтея большинством психологов не были услышаны. Распространению его взглядов помешала и ограниченность самого подхода Дильтея, не видевшего новых перспектив, которые открывают перед психологией эксперимент и связь с точными науками.

DinAlt: 9. Методология социально-антропологических исследований. Для решения поставленных целей и задач в социальной антропологии применяются следующие методы: многомерный структурно-функциональный или аналитический метод; диагностический и прогностический. . I. Многомерный структурно-функциональный или аналитический метод определяет социально значимые проблемы индивида и общества, масштабы их распространения и формы проявления; реальную ситуацию и обусловливающие ее факторы; различные нарушения в системе функциональных связей между обществом и государством, временной диапазон отрицательных последствий; типы социальных проблем; основания для их типологизации, характеризующие тип социокультурного пространства. II. Главный принцип диагностического метода – выявление причин социального неблагополучия. Диагностика – это совокупность приемов, способов определения и выявления характеристик социально значимых проблем и нужд членов общества, качеств социальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность человека и общества. III. Диагностический метод определяет следующий этап социальной антропологии – прогностический, который включает: 1) моделирование и 2) прогнозирование (схема 1).

Хохмач: К 13.00?? А инфа проверенная? Занятно...

DinAlt: 10. Специфика включенного наблюдения как метода социально-антропологического исследования. Этические и психологические границы применения метода включенного наблюдения. Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание начинается с наблюдения. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других-пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода: Во-первых, научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный. Во-вторых, наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации. В-третьих, данные научного наблюдения записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, протоколы. Эти материалы и записи носят упорядоченный характер. В-четвертых, наблюдение как метод сбора информации в социологическом исследовании должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных. Применение метода наблюдения в социологическом исследовании предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. От его мировоззрения, квалификации, от его умения находить общий язык с наблюдаемым зависит успех наблюдения. Помимо качеств, в той или иной мере присущих всякому человеку, (внимание, терпение, способность фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации) одним из основных качеств наблюдателя должна быть добросовестность. Наблюдатель должен помнить не только об интересах исследования, но и об интересах наблюдаемых людей. Наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдают. Спор о нравственной стороне наблюдений не нов. Еще в советское время в некоторых учебниках излагалась такая позиция: "Для марксистской социологии неприемлемы такие утверждения, которые проповедуют в своих работах некоторые буржуазные ученые. "Научные открытия (как таковые) не связаны с этикой, ? пишет один из них. ?Химику, изобретающему мощное взрывчатое вещество, как ученому нет дела до того, будет ли эта взрывчатка использована для взрыва собора или для прокладки туннеля в горах. Ученому, изучающему общество, должно быть безразлично, в какой мере его выводы могут повлиять на существующий социальный порядок"". Я же считаю, что нравственный долг социолога, как и врача,? "не вредить" своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так понимает он свою позицию, он всегда найдет нужную форму осуществления наблюдения и займет правильную нравственную позицию, будь то в качестве "стороннего" или в качестве включенного в гущу событий наблюдателя.

DinAlt: 11. Содержание основных этапов развития социальной антропологии. Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические обобщения. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире. Следует указать, что анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых. Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенными, расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении человека (философия, зоология), о морфологических вариациях у человека (медицина), о человеческих расах (география). Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. — В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической современной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терминов. Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Огромное значение для развития знаний о расах имели великие географические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254—1323), познакомившего европейцев с высокой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о населении многих азиатских стран. Одновременно с высказываниями смелых догадок о происхождении человека от животных в XVIII в. строились классификационные схемы. Крупнейший натуралист Карл Линней (1707—1778) выделил отряд приматов, в который он поместил вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной также и человека. Ему же принадлежит и выделение вида Homo sapiens и его разделение на четыре расы. Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки была середина прошлого столетия. 60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” Однако уже в конце прошлого столетия проблема антропогенеза делается неотъемлемой частью антропологической науки. Вместе с этим естественно рождался вопрос о взаимоотношении между расоведением, с одной стороны, и учением о возникновении и развитии человека — с другой. Идеологи реакции перенесли закономерности естественного отбора в человеческое общество. Так возникли тенденциозные, глубоко ошибочные направления — “антропосоциология”, “социальный дарвинизм”, “расистская евгеника” и другие лжетеории, призванные оправдать эксплуатацию и истребление колониальных народов. Всем этим построениям противостоит подлинная наука и, прежде всего, огромная масса фактического материала, собранная учеными многих стран мира. Из зарубежных исследований в области антропогенеза особенно широкую известность приобрели работы Абеля, Болька, Буля, Вейденрейха, Грегори, Дюбуа, Кенигсвальда, Кизса, Ле Гро, Кларка, Лики, Лота, Матейки, Монтегю, Пей Вэнь-чжуна, Серджи, Швальбе, А. Шульца; в области расоведения — Биасутти, Боаса, Деникера, Джиуффриды Руджери, Заллера, Куна, Г. Шапиро; в обоих областях — Валлуа, Грдлички, Столыгво и многих других. Правильное методологическое разрешение проблемы антропогенеза, а вместе с тем и задача построения этнической антропологии в системе антропологических дисциплин могли осуществиться только на основе диалектического и исторического материализма. Большое внимание уделили вопросам антропологии К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах “Немецкая идеология”, “Диалектика природы”, в 1-м томе “Капитала”, “Анти-Дюринге”, “Происхождении семьи, частной собственности и государства” и в особенности в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Классики марксизма впервые показали глубокое принципиальное различие между явлениями общественными и биологическими, обосновали недопустимость перенесения биологических закономерностей для объяснения исторических процессов и тем самым дали возможность правильно решать вопросы о факторах антропогенеза, о соотношении этнических и расовых делений и др. Последовательное применение к проблемам антропологии идей марксизма-ленинизма стремятся проводить в своих работах советские антропологи. Советская антропология вместе с тем продолжает наиболее прогрессивные традиции русской дореволюционной антропологии, идущие от передовых представителей русской науки и общественной мысли 60-х годов. Знаю что пиздец, но я сокращал с ебаных 25 страниц...

DinAlt: 17. Современная методология психологического изучения культур. (И.Эйбл-Эйбесфельдт). СВОИ ВАРИАНТ целостной концепции человека и культуры И. Эйбл - Эйбесфельдт разработал в книге "Этология человека" (1989) и ряде научных исследований, опубликованных в 80-е годы XX в. Значительное внимание в "Этологии человека" немецкий ученый уделяет определению основных категорий и методологическим принципам построения рассматриваемой дисциплины (филогенетическая и культурная адаптация, понятие "внутреннего" и др.). Анализируются методы сбора, наблюдения и описания эмпирической информации, ее количественной обработки и построения различных моделей и диаграмм. По-прежнему один из центральных предметов исследования - агрессивность, проблема мира и войны в традиционном и индустриальном обществах. Важнейшим итогом длительного исследования агрессивности в этологии человека явилось преодоление альтернативного подхода, т.е. выяснение того, врожденное это качество или приобретенное. Цель современного изучения этого феномена - понять, какую роль агрессивность играет в сложнейшем комплексе взаимодействий в общности людей, вскрыть условия ее возникновения, функционирования и воспроизводства, предсказать возможные деструктивные проявления, воздействовать (управлять) в направлении к созиданию, превращению в иные, культурно-приемлемые формы. Во всех обществах агрессивности противостоит привязанность, основа взаимодействия людей друг с другом. Кроме того, в традиционном обществе существуют способы трансформации деструктивных импульсов в культурно-приемлемые формы. Это реализуется, с одной стороны, через компенсаторно-замещающее действие ритуалов и игр, содержащих соревновательные элементы, имитацию военных действий, а с другой стороны, посредством обязательного участия в ритуалах, цель которых - научить, сформировать стереотипы, обеспечивающие взаимодействие людей друг с другом, коммуникацию, общение. И.Эйбл-Эйбесфельдт подчеркивает универсальность форм нейтрализации агрессивности. Он выступает против тезиса о том, что наиболее воинственные племена лишены таких общечеловеческих чувств, как любовь, привязанность к детям. Самое главное здесь, что в "примитивных" обществах люди испытывают такие же чувства, эмоционально-психологические состояния, как и в современном. Точно так же, как при изучении "первобытного" мышления, этологическое изучение человека показывает общие для всех людей формы эмоционального взаимодействия. На основании исследования нейтрализации агрессивности, разрешения конфликтов можно рассмотреть условия возникновения последних в современном обществе. Одна из причин возникновения и воспроизводства в современном обществе агрессивности, враждебности - нарушение процесса общения, коммуникации, обмена информацией в различных формах. Это ведет к разрегуляции отношений "Я - другие", "Мы - Они", росту конфликтов на индивидуальном и групповом уровне, потере контроля над социальными процессами вплоть до военных столкновений самого различного рода.

DinAlt: 39. Исследование менталитета в рамках социальной антропологии. Проблема менталитета является весьма актуальной в социально- политических исследованиях зарубежных и отечественных ученых в последнее время. Изучение менталитета того или иного этноса обязывает политиков учитывать в своей деятельности его внутренний мир, национальный характер, влияние на поведение людей окружающих условий, географической среды, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Изучение национального менталитета помогает корректировать национальную политику. Как отмечают исследователи проблемы, менталитет означает совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических характеристик, выражающих отношение социального субъекта к себе и окружающим. Это определенная направленность сознания, самосознания и деятельности. Иначе менталитет отражает социально- психологическое состояние этноса, которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно- географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета и проявляется в различных видах деятельности. Изучение национального менталитета позволяет проводить аналогии и сравнения одних народов с другими не в плане предпочтения одного другому, а в плане уточнения уникальности и неповторимости каждого народа. Вот как определяют менталитет эрзи: "Эта черта - эпичность мировосприятия, неспешность общения с деталями, тщательное их освоение, неторопливость ухода от одних первокирпичиков бытия к другим; в конце концов, это жизнелюбие без пренебрежения к самым малейшим проявлениям материального мира, к самым малым отрезкам времени". Известно, что умонастроение немца направлено на то, чтобы его образ жизни был в порядке. Порядок является определяющей чертой немецкого менталитета. Обстоятельства жизни в истории выработали у евреев практический разум, радикализм мышления. Для обновления и успешного реформирования нашего общества нужна такая идеология, которая была бы ориентирована именно на человека с его проблемами, с конкретной болью, с учетом его национального самосознания и особенностями психологии, менталитета. Национальное самосознание, особенности национального менталитета влияют на межэтнические отношения. Межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах - политике, культуре и т. д., в узком смысле - как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения.



полная версия страницы