Форум » Что, как и когда мы учим » Внимание ГОСЫ!!!! часть 1 » Ответить

Внимание ГОСЫ!!!! часть 1

Антонина: Тема 1. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания Объект и предмет социологии. Понятие социологического закона. Основные законы и тенденции общественного развития. Социологический закон как выражение существенной, необходимой устойчивой, повторяющейся связи всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, как наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей во всех формах ее проявления. Классификация социологических законов. Тема 2. Г. Эволюционистская социология Герберта Спенсера Ведущие принципы теоретических построений Г. Спенсера. Органицизм. Сходства и различия между обществом и биологическим организмом. Эволюция как закономерный органический процесс. Основные понятия социологической теории Г. Спенсера. Социальная интеграция и социальная дифференциация. Социальные институты. Место социологии Г. Спенсера в истории социальной науки и влияние его идей на дальнейшее развитие социологии. Тема 3. Социологическая концепция Э. Дюркгейма Идейно-теоретические предпосылки творчества Э. Дюркгейма. Основные труды Э. Дюркгейма. Предмет и методы социологии по Э. Дюркгейму. Понятие социального факта. Природа и виды социальных фактов. Правила социологического метода. Сбор и интерпретация данных. Социологическое объяснение. Причинный и функциональный анализ. Нормальное и патологическое. Общественно-историческая концепция Э. Дюркгейма. Два вида социальной солидарности. Коллективные представления. Аномия. Социологическое исследование самоубийства. Методы изучения самоубийств. Концепция религии. Влияние идей Э. Дюркгейма на дальнейшее развитие мировой социологии. Тема 4. Социологические концепции Ф. Тенниса и Г. Зиммеля Сущность формальной социологии. Концепция Ф. Тенниса. Община и общество как формы социального взаимодействия. Два типа воли. Концепция понимания Г. Зиммеля. Понятие «форм социации», их типы. «Социология денег» Г.Зиммеля как анализ сущности капитализма. Влияние идей Ф. Тенниса и Г. Зиммеля на дальнейшее развитие социологии. Тема 5. Социологическая концепция В. Парето Особенности развития социологии в Италии. Социально - политические взгляды В. Парето, основные работы и этапы эволюции его теоретических воззрений. "Трактат по общей социологии". Логическое и нелогическое действие. Теория иррациональности человеческого поведения и его последующей рационализации. Понятие «осадков» и «дериваций». Два основных типа «осадков». Концепция идеологии. Типы элит. Концепция круговорота элит. Влияние идей Парето на мировую социологию. Тема 6. К.Маркс и марксистская социология Гносеологические и социальные корни учения К. Маркса об обществе. Методологические принципы марксистского подхода к анализу социальных явлений. Основные понятия теории К. Маркса: общественно-экономическая формация, базис, надстройка, производительные силы и производственные отношения, капитал, стоимость. Типы общественно-экономических формаций и механизм их смены. Революции как «локомотивы истории». Критика К. Марксом капитализма и обоснование перехода к коммунизму. Классовая борьба и ее роль в историческом процессе. Тема 7. Понимающая социология М. Вебера Понятие социального действия у М. Вебера. Структура и типы социального действия. Метод "понимания" и его связь с концепцией социального действия. Понятие "идеального типа". Общественно-историческая концепция М. Вебера. Теория рационализации. Социология религии М. Вебера. М. Вебер и проблема ценностей. Разработка М. Вебером отдельных отраслей социологии. Влияние веберовских идей на современную социологию. Тема 8. Социальная система Т. Парсонса и структурный функционализм Т. Парсонс - основатель институциональной школы структурно-функционального анализа. Применение принципа системности к социальным явлениям. Понятия «социальная система», «функция» «структура». Системы, подсистемы и иерархичность систем. Разнообразие социальных систем (экономическая, политическая, правовая, религиозная, моральная и т.д.). Формирование концепции социального действия и ее роль в построении функциональной социологической теории. Общество как социальная система и ее подсистемы. Структурно-функциональная теория социального изменения. Понятие дифференциации. Дифференциация и усложнение системы. Мировоззренческое значение структурного функционализма Т.Парсонса, его стабилизационная направленность. Структурный функционализм после Т.Парсонса (Р.Мюнх, Р.Белла, Ш.Айзенштадт, Н.Смелзер). Тема 9. Интегральная социология П.Сорокина Питирим Сорокин. Построение интегральной социологической системы: эмпирические исследования и рациональный анализ, а также рациональный фактор интуиции, эмоции, гениальности. Источник вдохновения для социолога – широкая историческая эрудиция, знание об обществе минувших эпох, а также сравнительный анализ современных обществ. Экономический, статистический и социологический анализ общественных явлений. Системный подход к социальным феноменам. Применение количественного анализа в «измерении» социологических объектов. Синтез бихевиористских, эмпирических и естественнонаучных методов. Концепция социального поведения и взаимодействия. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Классификация страт (экономические, профессиональные, политические). Общество как система и взаимодействующие группы. Двойственность социального мира. Общество – интеракция. Культура – знания, нормы, ценности и их материальные носители. Культура как интегрированная целостность. Культурные суперсистемы. Тема 10. Чикагская школа как первая институциональная академическая школа социологии в США Прикладная социально-инженерная направленность чикагской школы. А. Смолл как основоположник школы. Концепция социального процесса у А. Смолла. Периодизация деятельности Чикагской школы. «Польский крестьянин в Европе и в Америке» У. Томаса и Ф. Знанецкого. Этносоциологическая проблематика. Концепция социальной ситуации и система социальных установок индивида. Типология личностей и механизмы социальной адаптации. Работа Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии». Работа Р. Парка «Город». Понятие «социальная дистанция». Теория «концентрических зон» Э. Берджесса. Теория социальных изменений У. Огборна. Современное состояние чикагской школы. Урбанистическая концепция Л. Вирта. «Символический интеракционизм» Г. Блумера. Социология города М. Яновица. Тема 11. Франкфуртская школа в социологии Марксизм и психоанализ как главные источники франкфуртской школы. «Имманентный метод» как главный метод франкфуртской школы. «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно. Рациональная инструментальность и господство над природой как центральные элементы западной культуры. Понятия «администрируемый мир» и «культурная индустрия». «Авторитарная личность» Т. Адорно. Эмпирическое изучение репродуцирования авторитаризма. «Одномерный человек» Г. Маркузе. Конформизм и потребительство. «Бегство от свободы» Э. Фромма. Проблемы отчуждения личности в современном обществе. Социологическая концепция Ю. Хабермаса. Формы научного знания. Теория социальной коммуникации. Тема 12. Колумбийская социологическая школа Решение конкретных социальных проблем в разработках Р. Мак-Айвера. Концепция творческого человека. Концепция социальной эволюции в работах «Община: социологическое изучение» и «Общество: его структура и изменения». П. Лазарсфельд и изучение среднего города («Мариенталь»). Кластерный анализ при изучении политического воздействия лидеров на радиоаудиторию. Подходы к методике проведения социологических исследований в работе «Планирование и анализ в обзорном исследовании». Концепция социономии Я. Морено. Метод психодрамы. Метод социодрамы. Категория «социономия». Тема 13. Психологические школы в социологии XIX - начала XX вв. Общая характеристика. Неудовлетворенность биологизаторскими теориями и тенденция к психологизации социологии. Психологизм как общая ориентация общественных наук в конце XIX - начале XX веков. Две формы трактовки взаимоотношения общественного и индивидуального сознания - реализм и номинализм. Концепция "психологии народов" Г. Штейнталя и М. Лацаруса. Ее развитие В. Вундтом. Теория подражания Г. Тарда. Групповая психология Г. Лебона. Психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса. "Психология инстинкта" У. Мак-Дугалла. Теория «зеркального я» Ч. Кули. Возникновение символического интеракционизма. Дж. Г. Мид. Влияние интеракционизма на последующее развитие социологии и социальной психологии. Тема 14. Психоаналитическое направление в социологии Основные методологические положения психоанализа. Психологическая социальная доктрина 3. Фрейда. Понятие подсознания. Структура личности по З.Фрейду. Теория Фрейда о происхождении власти и религии. Влияние Фрейда на общественную мысль и социальные науки. Коллективное бессознательное К. Юнга. Концепция компенсации А. Адлера. Неофрейдизм и его социологическая концепция (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм). Взаимоотношения личности и межличностной среды. Фрейдомарксизм (В. Рейх, Г. Маркузе). Проблема тоталитаризма и сексуальности. Постфрейдизм и фундаментальные законы развития культуры (М. Мид). Д. Рисмен и типология социальных характеров. Тема 15. Теории социальной стратификации. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном Российском обществе. Теория социальной стратификации и мобильности П.Сорокина. Функциональная теория стратификации. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Стратификация и ранжирование. Концепция классовой структуры общества. Экономическая стратификация Профессиональный престиж. Политическая стратификация. Исторические типы стратификации. Открытое и закрытое общество. Рабство, касты, сословия. Стратификация в СССР и России. Социальная мобильность в советском и постсоветском обществе. Групповая мобильность. Индивидуальная мобильность. Каналы мобильности в российском обществе. Связь мобильности и типа общества. Тема 16. Теории социального обмена и бихевиористская социология В процессе взаимодействия люди обмениваются друг с другом теми или иными экономическими и социальными ценностями (товары, услуги и т.п.). Этот обмен происходит на микроуровне, в малой группе. Поведение индивида взаимодетерменировано поведением других индивидов. Первые представители теории обмена – Б.Скиннер и Дж.Хоманс. Методика «яшик Скиннера». Позитивные (материальные и моральные выгоды) и негативные (наказание, осуждение со стороны других) подкреплении в процессе социального обмена. Бихевиористская методология как основа теорий социального обмена. Анализ поведения человека через призму наблюдаемых стимулов и реакций на них. Методологическая схема: «стимул» - «реакция» (S-R). Необихевиоризм. Промежуточные переменные (язык и создаваемые им образы, знания, мотивы, способность к изучению и т.п.) Методологическая схема необихевиористов:»стимул»-«опосредствующее звено»-«реакция» (S-O-R). Cпособность обратного воздействия на стимулы, исходящие от среды. Максимизация полезности и выгоды в проведении социальной политики. Социальный контроль через призму негативных и позитивных подкреплений. П.Блау: применение теории социального обмена к формальным организациям на макроуровне. Четыре вида эмерджентных свойств макросоциальных структур: 1) размер группы, 2) особенности связи между индивидами, 3) социальная дифференциация/этническая неоднородность/религиозный состав группы/формы разделения труда, 4) материально-экономически условия и различия в положении членов общности. Тема 17.Символический интеракционизм в социологии Все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах – языке, телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Люди осмысливают реальность через символы и проецируют их в ход своего общения. Значимые символы несут социальную информацию. Межиндивидуальное взаимодействие («социальный бихевиоризм») Джоржа Герберта Мида. Перспектива и социальный символ. Общество как взаимодействие. Роль взаимодействия в формировании сознания и Я. Два уровня взаимодействия: символическое и несимволическое. Интерпритация как основа символического взаимодействия. Слой значений и роль обобщенного другого. Подсистема в структуре «Я». Процесс формирования Я (стадии социализации). «Ме» как совокупность интериоризированных общественных требований и ожиданий. Ролевая структура Я. Различные интерпретации идей Мида. Чарлз Кули:создание теории «зеркального Я». Герберт Блумер – символы и коллективное поведение. Концепция «социальной драматургии» и «управления впечатлениями» Э.Гофмана. Тема 18. Феноменологическая социология Феноменология и социология. Основы феноменологического анализа Эдмунда Гуссерля (чистое мышление, экология, интенциональность, интерсубъективность, жизненный мир). Альфред Шюц. Субъективная интерпретация. Жизненный мир как социологическая категория. Интерсубъективность. «Общий тезис существования другого Я». Взаимность смысловых перспектив. Интенциональность социального действия. Мотив социального действия. «Для-того-чтобы» против «потому-что». Проекты действий. Распределение знания. Когнитивные стили. Процедура типизации. Восемь уровней анонимности. Партнеры и современники. Концепция понимающей социологии. Поток субъективных переживаний и его связь с жизненным миром личности. Повседневность, коммуникация, преодоление одиночества. Развитие идей А.Шюца в позднейшей феноменологической социологии. «Социология знания» П.Бергер и Т.Лукман. Этнометодологическое исследование повседневной социальной жизни. Эксперименты Г.Графинкеля и их социологическое истолкование. Тема 19. Основные парадигмы социологической науки в XX веке Классический структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон). Функциональная теория стратификации (К.Дэвис и У.Мур) и ее критика. Неофункционализм. Теория конфликта (Р.Дарендорф, Р.Коллинз) Неомарксистские теории (Г.Лукач, А.Грамши). Идеи Ю. Хабермаса. Современные теории систем (Н.Луман). Символический интеракционизм и этнометодолгия. Теория обмена, сетевая теория и теория рационального выбора. Современные теории феминизма и теория гендера. Постсовременные социальные теории. Структурализм, постструктурализм и возникновение постмодернистской социальной теории. Антропологический структурализм К.Леви-Стросса. Археология знаний М.Фуко. Теория структурации Э.Гидденса. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Постструктурализм Ж.Дарриды. У.Бек: создание теории общества риска. Постмодернистские теории (З.Бауман, Ж.Бодрийяр). Тема 20. Развитие социологии в России: зарождение и современное состояние Социальные и статистические наблюдения и обследования в истории России. Проведение переписей и документация социальных обследований (ревизские сказки). Развитие российского обществоведения в XVIII - начале XIX века. Аналитическая подготовка к проведению реформы 1861 года. Развитие земской статистики и земского социального движения. Возникновение академической социологии в России (М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Сорокин). Русские социологи и их вклад в развитие мирового обществоведения (П. Лилиенфельд-Тоаль, Я. Новиков, Л. Мечников). Институциональное развитие социологической науки в дореволюционной России. Отношение к социологии со стороны власти после событий 1917 г. Основные направления социологической теории в 20-30-е годы XX в. Развитие марксистской социологии в 20-30-е годы. Социологическая наука в условиях тоталитарного советского государства. “Второе рождение” социологии. Иее институционализация. Социологический ренессанс. Постсоветская социологическая наука. Возникновение и оформление специальных социологических теорий. Создание системы социологического образования. Появление новых социологических журналов. Издание словарей, книг, учебников и учебных пособий по социологии. Становление социологии в России как самостоятельной науки. Тема 21. Особенности становления и развития социологической мысли в России Тесная связь российской социологической мысли с гуманистическими идеалами российской философии. Односторонняя, на начальном этапе ее становления, связь с социологической наукой Запада. Критическое восприятие идей западных мыслителей; выдвижение ряда собственных оригинальных самобытных теорий. Две основные формы развития социологии в России: публицистическая и академическая (т.е. университетская). Становление и развитие академической (университетской) социологии на Западе и в России. Создание социологических общества на Западе и в России. Появление специализированных социологических журналов на Западе и в России. Политическая ангажированность, критическое и оппозиционное отношение отечественной социологии к существующей власти и попытки оптимального конструирования будущего общества. Размежевание между немарксистскими и марксистскими социологами. Начало гонений немарксистских социологов. Изменение характера преподавания общественных наук. Создание системы новых научных учреждений развернувших исследование истории с марксистско-ленинских позиций. Бурное развитие марксистской социологии в 20-30-е годы ХХ в. Основные направления марксистской социологической теории. Свертывание социологических исследований. Изъятие термина «социология» из употребления. Отождествление социологии с историческим материализмом. Канонизация марксистских положений об основах общественной жизни. Возобновление проведения конкретных социологических исследований в СССР. Трехуровневая концепция социологии. Постсоветская социологическая наука. Формирование системы социологического образования. Становление социологии как самостоятельной академической дисциплины. Тема 22. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского Разработка сравнительно-исторического метода в социологии. Связь социологии с историческими науками. Развитие генетической социологии. Социально-политические концепции. Теория социальной замиренности. Русская Высшая школа общественных наук в Париже. Открытие школы. Цель создания школы. Историческое значение Русской Высшей школы общественных наук в Париже для развития социологии в России. Создание первой кафедры социологии в Петербургском Психоневрологическом институте. Плюралистический подход к социологии. Тема 23. Функции политической системы Функционально-динамический процесс в политической системе общества. Механизмы функционирования макросистемы через динамику ее взаимодействия с гражданским обществом. Динамический аспект – функционирование системы во времени (последовательная смена ее состояния). Структурный аспект – набор основных действий, выполняемых политической системой вне зависимости от времени. Сравнение политических систем по содержанию функционального действия (институциональный и поведенческий аспект взаимодействия). Функциональная модель политической системы Г.Альмонда. Функции системы (социализация, рекрутирование, политическая коммуникация). Функции процесса (артикуляция интересов, агрегация интересов, выработка политического курса, осуществление политического курса и вынесение судебных решении). Функции управления. Законодательная и исполнительная ветвь власти. Выработка государственной политики (разработка стратегического курса общества, основных направлений развития и способов осуществления поставленных целей и задач). Тема 24. Политические партии и группы интересов Вариативность определения дефиниции понятия «политическая партия» как отражение определенных этапов в исследовании данного феномена. Направления исследований политических партий. Либеральная или философско-политическая традиция. Партия как идеология. Борьба идеологий и доктрин. Классификация партий по идеологиям. Марксистская традиция – анализ классового состава партий, выявление взаимосвязей между социальной стратификацией и политической принадлежностью. Социологическая традиция (М.Дюверже) – исследование особенностей организации политических партий, выявление специфики их организационных структур и отношений с обществом. Партия как организация и институт. Основная цель политической партии. Многообразие структур современных партийных систем. Авторитарные партийные системы (эксклюзивные и инклюзивные правящие партии). Состязательные партийные системы. Мажоритарные и многопартийные системы. Консенсусные партийные системы. Конфликтные партийные системы. Группы интересов Неорганизованные группы интересов (неформальные). Неассоциативные группы. Институциональные группы Ассоциативные группы. Гражданское общество и группы интересов. Плюралистическая система групп интересов. Лоббизм и его виды (прямой, косвенный, внутренний). Технологии лоббирования.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Наталка: Тема 18. Феноменологическая социология Феноменологическая социология (А. Шюц) исходит из посылки, что социология должна заниматься изучением не скрытых от общества процессов, а теми представлениями, которые возникают в нашем сознании при непосредственном восприятии мира. При этом наше знание о социальном мире должно основываться на очевидных для нас вещах, а не на том, какими мы хотели бы их видеть. Каждый индивид располагает уникальным биографическим опытом, составляющим запас знаний, свойственных только ему одному. А поскольку каждый из нас обладает знанием, отличным от знания любого другого человека, в процессе взаимодействия мы допускаем незнание того, чем наши знания отличаются, и действуем, исходя из здравого смысла, которым, по нашему мнению, обладает каждый . В центре внимания феноменологической социологии не общество в целом (как у структурного функционализма и структурализма), а человек в его специфическом измерении. По мнению А. Шюца, социальная реальность не есть некая объективная данность, которая находится вначале вне субъекта и только посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. Она "конструируется" посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Отсюда следует, что социальные события лишь кажутся объективными, в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку именно мнения образуют реальный мир, постольку понятие "значение" оказывается в центре внимания феноменологии. Если в объективистски ориентированной социологии "значение" отражает некие определенные связи реального мира, то в феноменологии оно целиком выводится из сознания субъекта. Развитие идеи субъективного "конструирования" мира привело к возникновению в феноменологии двух самостоятельных школ: социологии знания и этнометодологии. Задача феноменологической социологии состоит в том, чтобы выяснить, обнаружить, понять, познать, как, каким образом люди структурируют (упорядочивают) воспринимаемый мир (его феномены, явления) в своем сознании и как воплощают свое знание мира в повседневных действиях, т. е. в обыденной жизни. Гуссерль. Главная задача – изучить «чистое сознание», исходить из первоначального опыта» и «первоначального знания». Центральное, ключевое понятие феноменологии – интенциональность, что означает направленность сознания на определенный, значительный для него объект. Учение Гуссерля о «жизненном мире» - целостной структуре человеческой практики, того, чем люди живут. «Снимал» объективность социологии. Жизненный мир – это культурно – исторический мир, точнее, его образ, который дан созданию индивида, соц. группы, соц. общности. Знание об этом научно. Щюц. Природные явления не имеют внутреннего смысла, а социальные - имеют вследствие человеческой интерпретации. Центральные понятия: жизненный мир, повседневный мир, социальный мир. Они тождественны. Задача социологии – изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. Конструкты первого порядка (повседневные типы) и конструкты второго порядка (объективные научные понятия). Анализ свойств обыденного мышления и повседневности. Переход от чувственного восприятия индивидом к логическому. Действие – внутренний процесс осознания. Интерсубъективный мир – это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка Знание здравого смысла. Структурная социализация знания, т. е. его усвоение и освоение как соц. опыта, осуществляется благодаря относительно одинаковому восприятию этих знаний как мной, так и другими людьми. Происхождение соц. знания рроисходить не из личного опыта (родители). Соц. распределение соц. знания – в виде формы связи между людьми. Типизация повседневного знания – знание не индивидуальных особенностей и характеристик, а типов личности (парикмахер, продавец и т.д.) Социальное конструирование реальности Бергера и Лукмана. Реальность повседневной жизни представляется как интерсубъективный мир, который человек разделяет с другими людьми. Центральная проблема пространственной и временной структуры мира повседневной жизни. Важный фактор – язык. Распределение знания. (Я не знаю всего того, что знают мои партнеры, и наоборот.) Повседневное знание тесно сопряжено с повседневной деятельностью. Социология знания (П. Бергер, Т. Лукман) ориентируется преимущественно на изучение процесса научного познания мира, стремится обосновать необходимость "узаконения" символических универсалий общества, ибо "внутренняя нестабильность человеческого организма требует создания самим человеком устойчивой жизненной среды".

Наталка: Тема 17. Символический интеракционизм в социологии Символический интеракционизм (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии, кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам) для С.И. характерно подчеркивание процессуальной природы социального. В определенной мере это связано с влиянием на конституирование С.И. идей прагматизма (в том числе и инструментализма Дьюи) и стремлением преодолеть жесткость и схематизм господствовавших бихевиористских концепций социального поведения. Однако, если различные концепции социальных ролей и теории социального обмена (также решавшие сходные задачи) пошли по пути анализа прежде всего функциональных и (или) институционализационных аспектов социальных взаимодействий, породив ряд идей, близких к классическому структурно-функциональному анализу в социологии, то С.И. выдвинул ряд неклассических идей, оказавшихся родственными некоторым положениям понимающей социологии (обращение к внутренним структурам личности, к культурной проблематике, к анализу языка, к принципу конструируемости социальной реальности и т.д.). В качестве предтечей С.И. называют Кули и Томаса. Так, Кули исходил в своих построениях из признания социальной природы человека и утверждал примат первичных социальных групп для социализации и самоопределения индивида. Он же, различая познание вещей и личностей, акцентировал внимание на культуре и языке в их сигнификативной (знаковой) функции для понимания взаимодействия "Я" и "Другого" (наше отношение к "Другому" детерминируется нашими представлениями о "Другом" - идеей личности - а не тем, чем он является на самом деле). Отсюда редукция общества Кули к взаимодействию личностей, понимание этого взаимодействия как согласования "идей личности" и формулировка задачи социального познания как "воображения воображаемого". Не менее важны для С.И. оказались и идеи Томаса о предрасположенности (интенциональности), фиксируемой в установках и ценностных ориентациях индивидов к определенному поведению и о вероятности определенного поведения индивидов, задаваемой конституированием индивидами своих ситуаций в актах их оценки (идея, близкая Дьюи). Отсюда так называемая "теорема Томаса": если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям (или: определение ситуации как действительной делает ситуацию действительной). Традиционно в С.И. выделяют Чикагскую (Блумер, Т. Шибутани и др.) и Айовскую (М. Кун и др.) школы. Однако версия М. Куна и его последователей ушла от процессуальной трактовки социальности, усвоила ряд позитивистских методологических установок, отказалась от рассмотрения "внутренней" структуры личности, сделав акцент на групповых нормах и сблизившись, в конечном итоге, с теорией социальных ролей. Однако основоположником С.И. в историко-социологической традиции признаются не Кули и не Томас, а Дж.Г. Мид, несмотря на то, что сам он определял свою концепцию как "социальный бихевиоризм" Центральным в учении Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия. Существует символическое (обмен установками, смыслами, значениями) и несимволическое (непосредственная реакция друг на друга) взаимодействие. Главный жест – языковой. Жест – начальный, незавершенный элемент человеческого поведения. По мере трансляции символов индивид передает партнеру ряд стимулов к поведению. На этой основе межличностное общение сводится к процессу перенимания ролей. Обусловленность взаимодействия соц. факторами. По мнению Дж. Мида, у человека отсутствует развитая система инстинктов как основных регуляторов поведения. Вследствие этого человек обрел способность изобретать и применять символы. Это стало основой для сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения. Возникновение символического интеракционизма между людьми можно объяснить: 1) функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов; 2) антропологически – способностью человека к созданию и использованию символов. Однако значимые символы (прежде всего язык) могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они становятся достоянием группы. Но дело в том, что на самом деле партнеры по общению никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Это часто приводит к ситуации недопонимания или ошибочного понимания и таким образом к нарушению взаимодействия. Подобное нарушение можно исправить с помощью метакоммуникации – такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений. Блумер выделяет два уровня взаимодействия, как и Мид: несимволический (в природе) и символический (у людей). Значения возникают в процессе соц. взаимодействия, они являются способом неразрывной связи между индивидами, явлениями. Люди приписывают значения символам, т. е. интерпретируют их, вследствие чего объекты, с которыми они взаимодействуют, наделяются смыслом. Взаимодействие осуществляется как минимум между двумя людьми – это рождение взаимного понимания. Это свободное «конструирование реальности». Гоффман. Концепция множественности Я (теория ролей). Взаимодействие – происходит не столько между конкретными индивидами, сколько между различными сторонами и проявлениями их личности. Выделяет два вида коммуникации: произвольную (информация в общезначимых символах) и непроизвольную (невербальная непреднамеренная, театральная). Отсюда «драматургический подход».

Наталка: Тема 16. Теория социального обмена и бихевиористская социология Бихевиористские теории учения (от английского слова behavior— поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Психический процесс, который ведет к реакции, объявляется «черным ящиком», недоступным объективному, научному анализу. Предметом изучения было сделано поведение. Но поведение, «очищенное» от психики, сведенное к совокупности движений. Движения, разумеется, участвуют в поведении, но последнее не может быть сведено к ним. Больше того, собственно поведение часто состоит в том, чтобы не производить никаких движений. Не случайно это направление заслужило название «психология без психики». Вторая особенность бихевиористской теории учения— биологизм. Сторонники этой теории не видят качественного отличия поведения человека от поведения животных. Другими словами, они пренебрегают социальной природой человека. Учение И.П. Павлова об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 1920-х гг.) и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева также оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания». Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон, который в1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитое S —> R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление — это речь минус звук). В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности. Закон эффекта. Эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный эффект образовавшейся связи заключается в том, что возникает состояние удовлетворения; эффект удовлетворения действует непосредственно на образовавшуюся связь, приводя к ее закреплению. Наоборот, переживание разочарования, неуспеха (отрицательный эффект) действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению. Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочней будет связь. Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от соответствия ее на-личному состоянию субъекта. Так, у голодного голубя быстрей, чем у сытого, образуется связь между определенным цветом пятна и возможностью склевывания с него зерна: зерна на пятнах другого цвета крепко приклеены. Эти законы научения лежат в основе всех теорий учения бихевиоризма; представители различных его течений ведут анализ любого научения животных и учения человека по схеме «стимул – реакция». В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных», в качестве которых предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний — прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. Толмен также ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами, она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо — налево — налево — направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений. Теория обмена (Дж.Хоманс) в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты . Дж. Хоманс выдвинул ряд аксиом, объясняющих социальные действия людей: 1. Аксиома успеха. Если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек его воспроизводит. Не вознаграждаемые действия не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие дольше не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится – "гасится". 2. Аксиома стимула. Если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом. 3. Аксиома ценности. Не все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия. Однако люди часто предпочитают получать меньшее, но надежное вознаграждение, чем большее, но маловероятное. 4. Аксиома голодания-насыщения. Человек нуждается в наградах и поощрениях. Однако чем чаще он в недавнем прошлом получал определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение), и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение. 5. Аксиома фрустрации-агрессии. Если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом "штрафуется" (наказывается), то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение. 6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая. П. Блау. Интерес не к психологическим, а к социологическим аспектам обмена. Обмен – действия, зависящие от получаемых одними людьми от других вознаграждений и прекращающиеся с окончанием этих вознаграждений». Законы Блау: 1) чем больше выгоды человек ожидает получить от другого в ходе осуществления собственной деятельности, тем больше вероятность того, что она будет осуществлена. 2) Чем чаще нарушаются обязательства при обмене, тем меньшей властью располагают участники обмена 3) С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается 4) Чем больше установились отношения обмена в обществе, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы справедливого обмена. Обмен в соц. структурах сложнее, в него вмешиваются факторы нормативности и контроля (т. о., переход на мезоуровень). Основная задача Блау – интегрировать теорию соц. обмена (микроуровень) и соц. структуры (макроуровень).


Наталка: Тема 19. Основные парадигмы социологической науки в XX веке Структурно – функциональные парадигмы ориентированы на макро анализ общества. Изучают: - компоненты общества, соц. структуру, соц. институты и их влияние на - поведение больших групп людей, соц. общености, формы самоорганизации групп людей и соц. общностей О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Маркс, Г. Зиммель, А. Грамши, Р. Дорендорф, Л. Козер, Д. Билл, М. К. Боулдинг, М. Крозье и др. Изучают классическую методологию: - признают объективность соц. реалий - считают возможным точное соц. измерение - полагают, что существуют законы общественного развития, которые могут быть выявлены путем изучения структур общества и фактов жизнедеятельности людей. Интерпретивные парадигмы – работают на микро уровне: - делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения - отображают и объясняют соц. реальность - стараются понять и сохранить уникальность изучаемого соц. объекта или факта в конкретном соц. или культурном контексте М. Вебер, Д, Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, А. Щюц, П. Бергер, Н. Лукман, З. Фрейд, Д. Хоманс, П. Блау и др. Методология интерпретивных парадигм. Опираются на неклассическую методологию и исходят из того, что: - каждая соц. общность имеет неповторимый ценностный мир - обстоятельства всегда субъективны - исследователь не может быть абсолютно беспристрастным, а поэтому не может быть единого, универсального объяснения реалий. Используется исследовательский инструмент, который позволяет глубоко понять соц. реалии. Интегральные (объединительные) парадигмы – делают попытку преодолеть противостояние макро и микро социологических традиций): - изучают соц. реалии через призму единства объективного и субъективного, структуры индивида - стремятся выразить взаимосвязь соц. структур и деятельностных агентов, а также их взаимовлияние - делают акцент на возможном и желательном объединении теоретико – методологического инструментария разных парадигм. П. Сорокин, А. Гидденс, Ю. Хабермас, П. Бурдье, П. Штомка Постмодернистские парадигмы включают в себя знание из других соц. и естественных наук. Изучают: - непредвиденные, случайные колебания в соц. и культурных реалиях, вызываемые усиливающимся влиянием соц. агентов - эффекты в самоорганизующихся общественных структурах, возникающие из дезорганизации, беспорядка и хаоса. М. Фурко, Ж. Деррида, У. Бек, З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Дж. Ритцер и др. Методология интегральных и постмодернистских парадигм. Используют постнеклассическую методологию ориентированную на изучение самоорганизующихся систем, имеющих две особенности: - полагается, что сиситема открыта для взаимодействия с окружающей средой - для упорядочения движения системы необходимо, чтобы число взаимодействующих компонентов, обеспечивающих это упорядочение, превышало определенный минимум. Ритцер – «Макдонализация общества: новый тип рациональности» Бодрийяр – «Символический обмен» (в потребительском обществе нет таких символов, которые не были бы товаром), «гиперреальность» - симуляция чего – либо (диснейленд), код сигнификации диктует выбор в обществе потребления; «конец социального» - масса растворяет социальное, масса =стат. Общество, след., классическая социология умирает. Бауман Мораль постмодернистского общества. (моральная амбивалентность, мораль не регулярна, морал. Конфликты не разрешимы, нет универсальной морали, нет рационального порядка без морального контроля, мораль трансформируется, неразрешимые моральные дилеммы). Постмодернистская ментальность: плюрализм культур, постоянные изменения, отсутствие властных универсалий, доминирование СМИ, отсутствие реальности – символы. Постмодернистские теории по духу являются релятивистскими (относительными). Они открыты для рациональных и иррациональных понятий. Главная цель – найти не исчерпывающий ответ, а выявить характерные тенденции современного общественного развития. Суть общих подходов постмодерна сводится к следующему: в новых условиях соц. развития представляется невозможным разработать соц. теорию, которая могла бы дать рациональные ответы на многочисленные иррациональные вызовы, диффузные соц. реалии, смешанные стили жизни, представив теории в духе Маркса, Дюркгейма, Парсонса…

Наталка: Тема 24. Политические партии и группы интересов Группы интересов – по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д. Функции групп интересов 1. Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; 2. Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения; 3. Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения; 4. Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений. Типология групп интересов 1. С точки зрения происхождения и степени организованности: 1. Анемические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация; 2. Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. 2. По специализации деятельности: 1. Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна; 2. Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы). Они формируют гражданское общество – граждане которого вовлечены в соц. и полит. взаимодействие свободное от контроля или регулирования со стороны государства. 3. По характеру деятельности: 1. Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются; 2. Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода. 4. По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности. Три типа систем групповых интересов: 1) Плюралистический – разнообразие групп может представлять социетальные интересы. Членство добровольное. Группы отделены друг от друга (США, Канада, Нов. Зеландия). 2) Демократически – корпоративистский. Единая главенствующая ассоциация. Членство для всех. Более мелкие вступают в главную. Политический курс осуществляется в головной организации. Соц. партнерство – профсоюзы (Австрия, Нидерланды, Норвегия) 3) Управляемый. Каждый сектор общества представлен одной группой. Членство принудительное. Иерархическая структура. Группы существуют для того, чтобы был легкий контроль над обществом. (партии доминируют) (СССР, Китай, Куба) Лоббизм (кулуары власти) Лобби́зм (англ. lobbyism, от lobby — кулуары) — давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует в демократических странах. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах. Три типа 1) собственно лоббистская деятельность – прямой лоббизм – прямая целенаправленная работа с представителями власти 2) «косвенный лоббизм – крупномасштабные акции. Деятельность массовых организаций 3) «внутренний» лоббизм – интересы отстаиваются в организациях власти теми, кто там работает. Взаимодействие лоббистов и гос. Органов – конференции, круглые столы. Политическая партия – непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке. Четыре признака партии: 1) долговременность действия 2) наличие устойчивых местных организаций 3) стремление к реализации власти 4) обеспечение народной поддержки Классификация партий по Дюверже: Кадровые партии (осн. Стрктурный элемент – комитеты) – Европ. Либеральные и консервативные партии. Кадровую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам. Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права (социалистические, коммунистические, фашистские) Сартори выделил + Партии избирателей – стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с идеологией, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. – Европ. Соц. – дем. Партии, республиканские. Также существуют правящие и оппозиционные партии, партии по характеру идеологических доктрин, революционные, реформистские, консервативные партии. Функции политических партий 1. Функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей 2. Функция представительства интересов 3. Правительственная 4. Функция коммуникации 5. Функция политической социализации 6. Функция политического рекрутирования 7. Функция реализации власти (в тоталитарных системах) Партийная система - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. В науке конституционного права различаются многопартийные (состязательные) системы с одной доминирующей партией - "полуторапартийные" (Япония, Мексика, Швеция), с двумя ведущими партиями - "двухпартийные" (США, Великобритания), с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) - "2 и 1/2-пар-тийные" (ФРГ), собственно многопартийные (Франция, Россия). Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто "руководящая роль" единственной партии получает конституционное закрепление. Ныне однопартийные системы действуют в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, на Кубе. В КНР существует псевдомногопартийная система: наряду с безраздельно правящей коммунистической партией наличествуют еще несколько карликовых "партий", безоговорочно ее поддерживающих. Многопартийная система - Мажоритарная – пробивается тот, кто набрал больше голосов - Пропорциональное представительство – единый общенациональный округ – списки от партий. % от проголосовавших за партию ( сейчас в РФ). Авторитарные партийные системы – Эксклюзивная правящая партия – исключительная – внешний контроль над обществом – СССР. Инклюзивная – ведущая партия, координационные группы – Мексика. Закон Дюверже - закономерность, выведенная французским политологом М. Дюверже в 1951 г., о влиянии способа голосования (избирательной системы) на конфигурацию партийной системы. Исследователь учел психологическую мотивацию избирателей, их желание или нежеление поддерживать кандидатов от мелких партий.

Наталка: Тема 22. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского В конце XIX века в русской социологии зарождается плюралистический подход к обществу. Этот подход был наиболее полно разработан М.М. Ковалевским (1851-1916) - одним из ведущих русских немарксистских социологов, историк, право вед, этнограф. Стало очевидным, что для решения сложных социальных проблем не достаточно учитывать какой-то один фактор, который предлагал географический детерминизм или психологическое и биологическое направления, появилась необходимость рассматривать всю совокупность и взаимодействие социальных фактов и элементов. Основные работы: «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Социология», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии». Основное внимание уделял связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, генетической социологии, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу. Разработка сравнительно-исторического метода в социологии. Главным в социологии является сравнительно-исторический метод - метод всемирно-исторических сравнений восточного и западного материала. Первым стал использовать этот метод Монтескье, изначально это был метод правовых наук. В XIX веке этот метод стал общепризнанным. Сравнительно-исторический метод - это разновидность исторического метода. С его помощью путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. По мнению Ковалевского М.М., это метод не только позволяет сравнивать культуры разных времен и народов, но и принимать в расчет изменения в учреждениях (социальных институтах) и разные порядки в разное время у одних и тех же народах. Этот метод содержит и системный, и функциональный компоненты, а также классификацию. Плюралистический подход в социологии. Сравнительно-исторический метод должен быть обязательно подкреплен статистическим методом и принципом плюрализма. Статистический метод позволяет делать заключения на возможно большем числе фактов. Принцип плюрализма: принцип множественности фактов в объяснении социальных явлений и эволюционного процесса. По мнению Ковалевского М.М., мы имеем дело не с факторами, а с фактами (независимая переменная или точка отчета), каждый из которых связаны друг с другом и взаимообусловлены. Он отмечает, что учитывать все факторы не возможно, но монографическое изучение эпохи позволяет определить господствующую потребность общества, определяющую совокупность факторов, и в этой совокупности все-таки выделить главную причину. Например, в эпоху Александра Македонского и Наполеона первенствовала политика, в современную эпоху - экономика. Экономической эволюции способствует демографический рост. Плюрализм так же применяется как принцип, позволяющий взаимодополнять различные научные теории, систематизировать их. Ковалевский активно использовал этот метод, поэтому иногда его ставят над эволюционизмом и диффузионизмом, хотя чаще относят к первым, не смотря на то, что он применял обе теории. Сегодня этот подход развивает английский исследователь Джеффри Александер (работает в Гарвардском университете США). Он считает, что нет универсальной социологической теории, нет хороших и плохих теорий. Для каждого объекта нужно выбирать определенную, наиболее приемлемую, теорию. Связь социологии с историческими науками. Ковалевский М.М. считал, что социология является синтезом общественных наук. Главным методом социологии является метод истории, Т.е. сравнительно-исторический метод - в этом и состоит связь истории и социологии. Но исторические науки раскрывают лишь одну конкретную сторону, например, развитие хозяйства, государства, права, Т.е. они, дают эмпирические обобщения. А социология - наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Как и большинство позитивистов, Ковалевский М.М. полагает, что социология в классификации наук следует за биологией и психологией. Развитие генетической социологии. Генетическая социология - часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросами о происхождении общественной жизни и общественных институтов. Задача генетической социологии: выявить в истории различных народов однотипные институты, всесторонне их изучить, используя письменные и этнографические данные, а также сравнительно-исторически их осмыслить. Ковалевский исследовал следующие социальные институты: род, семья, община, институт частной собственности и государство. В советский период эту науку развивали к.М. Тахтарев. Н.Н. Андреев, И.С. Плотников при кафедрах общественных форм, но это был уже был искусственный вариант социологизированной истории, которая вписывалась в рамки советской идеологии. Социально-политические концепции. Ковалевский поддерживал идею эволюции, Т.е. органической смены стадий общественного развития. Прогресс - последовательная смена определенных общественных и политических состояний. Революция - общественная патология. Это методологическое положение дополнялось теорией солидарности: все историческое развитие - рост солидарности. Задача социологии: выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных видов.



полная версия страницы