Форум » Что, как и когда мы учим » Внимание ГОСЫ!!!! часть 2 » Ответить

Внимание ГОСЫ!!!! часть 2

Антонина: Тема 25. Содержание понятия "социальная сфера": структура и функции социальной сферы Подходы к определению категории "социальная сфера" и их критический анализ. Субстанциональная основа социальной сферы. Социальная сфера как динамично изменяющаяся подсистема общества, порожденная объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве дифференцированных субъектов социального процесса. Подходы к определению структуры социальной сферы в российской социологии и их критический анализ. Компоненты социальной сферы и внешняя среда. Характеристика компонентов социальной сферы. Тема 26. Детерминанты самодвижения социальной сферы. Социальная сфера и социальная политика Социальная сфера как самоуправляемая система, обладающая гибкими механизмами самоорганизации. Взаимосвязи и причинно - следственные зависимости социальной сферы с другими сферами жизнедеятельности общества. Внутрисистемные факторы развития социальной сферы. Общая характеристика факторов самодвижения социальной сферы. Закономерности ее функционирования и развития. Социальная политика как наиболее значимая детерминанта самодвижения социальной сферы. Ее роль, цели, содержание. Субъекты социальной политики. Правительственные меры в области социального развития страны, их анализ и оценка. Задачи социальной политики по повышению компенсаторных возможностей социальной сферы. Ценностные ориентиры и качественные параметры социальной политики социального государства. Тема 27. Концептуальные основы социального государства. Модернизация социального государства в конце XX – начале XXI вв. в России. Первые социологические объяснения социального государства. Концепция гражданского общества и правового государства. Ограничение обществом деятельности государства. Общество способно быть самостоятельным субъектом деятельности и благодаря этому ставит государство под особый контроль граждан. Правовое государство опирается на гражданское общество и охраняет его структуры (соблюдение прав и свобод человека; взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, правовая защита собственности). Либеральный капитализм. Ордолиберальная концепция рынка. Свободная конкуренция на рынке труда и вознаграждение в соответствии с трудовыми усилиями. Солидаризм. Государственное вмешательство средствами социальной политики для разрешения конфликтов в обществе. От классического рынка - к социальной рыночной экономике. Курс на достижения социальной справедливости. Западная социал-демократия. Зарождение и развитие социального законодательства. Дж. Кейнс и концепция «социального государства». Возникновение концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие идей кейнсианства. Социально-ориентированная рыночная экономика. Фрайбургская экономическая школа (Ф.фон Хайек, В. Ойкен). Трактовка государства «благосостояния для всех» Л. Эрхардом (эффективный рынок, минимизация сбоев и отказа рынка мерами государственной социальной политики). Концепция социального партнерства. Модели социальных государств (либеральная или англо-саксонская; скандинавская или социал-демократическая; европейско-континентальная). Социалистическое государство. Положения марксизма-ленинизма о достижении всеобщего равенства и социальной справедливости на основе построения бесклассового общества и создания общественных, коллективных фондов потребления, функцией которых является обеспечение равных возможностей для удовлетворения основных потребностей членов общества. СССР как социальное государство особого типа. Расхождение идей и реальной политики социализма. Смена социально-экономической системы России. Структурная перестройка народного хозяйства. Перераспределение функций по проведению социальной политики между участниками социального партнерства (государство, предприниматели, наемные работники). Уменьшение количества категорий лиц и численности групп населения, подлежащих прямой социальной защите государства. Социальная защита только уязвимых групп населения. Ограничение перечня социальных услуг, осуществляемых за счет республиканского бюджета. Новые виды социальной защиты отдельных групп граждан: безработные. Повышение доли платных социальных услуг. Формирование инфраструктуры социального страхования (обязательного и необязательного). Определение базисного минимума социальных гарантий. Тема 28. Социальная политика: сущность, направления, механизмы реализации, особенности в российском обществе Объекты и субъекты социальной политики. Роль и возможности государства, работодателей, общественных организаций, финансовых (в том числе международных) структур в выработке и реализации социальной политики. Цели социальной политики: рост денежных доходов населения; улучшение условий жизни населения и его потребления; улучшение пенсионного обеспечения; развитие отраслей социальной сферы; поддержка доходов беднейших групп населения. Механизмы социальной политики: законодательная и нормативная база; финансово-кредитный механизм; налоговые рычаги и стимулы; административные решения; политические методы. Перестройка в российской экономике и уменьшение доли государственной собственности в материальной сфере. Изменения в бюджетной сфере. Основные направления социальной реформы в Российской Федерации. Федеральный закон о монетизации льгот (2005). Оптимизация политики доходов населения. Новый трудовой кодекс. Введение нового Жилищного кодекса. Реорганизация системы социального страхования. Переустройство жилищно-коммунального хозяйства. Совершенствование системы здравоохранения. Введение обязательного медицинского страхования. Реформы в сфере образования. Пенсионная реформа. Поддержка сферы культуры. Развитие местного самоуправления. Национальные социальные проекты. Тема 29. Основы социологии международных отношений: парадигмы, теории, направления Места социологии международных отношений (СМО) в общей системе знаний. Определение предметного поля СМО в системе социологического анализа. Разновидности парадигм международных отношений в истории социально-политической мысли. Основные методологические подходы исследования МО (неореализм, неолиберализм, неомарксизм). Транснационализм: содержание, разновидности, представители. Системный подход к международным отношениям. Его методологическое значение. Основные категории системного анализа МО. Типология (классификация) международных систем. Теоретические модели международных систем. Глобальная международная система. Особенности региональных международных систем. Субрегиональные международные подсистемы, их характеристика. Международная система; международный порядок; и международное общество: общее содержание и особенности. Тема 30. Международные отношения как объект изучения в социологии Специфика международного взаимодействия как особого рода социальных отношений. Внесоциальная и социальная среда МО. Понятия «международный» и «мировой» порядок, их соотношение.. Исторические типы международных отношений. Геополитика: общие представления Основные черты глобализации и ее проявление в системе международных отношений. Особенности мирового порядка в эпоху холодной войны. Современный этап международных отношений. Проблема нового миропорядка, ее идеологические и содержательные аспекты. Участники международных отношений (государство, межправительственные и неправительственные организации). Статус индивида как международного актора. Цели, средства и интересы в МО. Глобализация и национальные интересы. Внешнеполитическая стратегия государства и ее разновидности. Сила как средство международной политики. Дискуссия о национальных интересах постсоветской России в научной и политической литературе. Методы исследования МО (наблюдение, изучение документов, контент-анализ, инвент-анализ, когнитивное картирование, построение сценариев). Тема 31. Экономическое поведение: определение, субъекты, влияющие факторы Экономическое поведение: определение и содержательная характеристика. Субъекты экономического поведения. Рациональность экономического поведения. Обстоятельства, ограничивающие рациональность экономического поведения. Экономическое поведение как одна из форм социального действия. Способы минимизации преимуществ конкурирующих субъектов экономического поведения. Функции субъектов экономического поведения. Факторы, влияющие на характер экономического поведения его субъектов. Виды экономического поведения. Стратегии экономического поведения. Модели экономического поведения. Особенности социологического анализа экономического поведения. Тема 32. Рынок труда и социально-трудовые отношения: характеристика и специфика измерения Трудовые ресурсы. Рынки труда, их регулирование и тенденции развития. Спрос на труд и предложение труда. Занятость и безработица. Виды занятости и безработицы социальные последствия безработицы. Государственная политика в сфере занятости; типы политики государства в сфере занятости. Связь особенностей экономического и правового пространства с выбором людьми стратегий экономического поведения. Проблемы мотивации трудового поведения работников. Основные понятия и определения: потребность, мотив, стимул, мотивация, ценность, ценностные ориентации как элементы механизма социальной регуляции трудового поведения человека. Тема 33. Малые группы как объект изучения в социологии Значение групп для жизнедеятельности общества. Общество как групповой феномен. Определение и свойства малой группы: состав, численность, структура. Взаимодействие. Принадлежность. Групповая идентичность. Самоидентификация. Представления о групповой динамике. Внутреннее и внешнее взаимодействие малой группы. Гражданское общество как форма группового взаимодействия. Малая группа и трудовой коллектив. Методы исследования малых групп. Тема 34. Социология организаций: основные понятия и социологические школы Организационный эффект (синергия). Организация как процесс, функция социальных систем, как социальный объект и коллективный социальный субъект. Организация как состояние упорядоченности. Проблема самоорганизации. Признаки организации: цель, задачи, иерархия, власть, социальная природа, разделение труда. Функции и структура организаций. Признаки классификации (типологии) социальных организаций. Классификации Т.Парсонса и А.Этциони. Научная школа организации и управления Ф.Тейлора. Административная теория организации и управления А. Файоля. Школа человеческих отношений Э.Мэйо. Организация как социальная система. Социотехническая модель (Тавистонская школа). Тем 35. Общественное мнение: функции, формирование, особенности изучения Общественное мнение как состояние массового сознания, как духовно - практическое явление. Содержание категорий "общественное мнение" и "мнение", их соотношение с категориями: "сознание" - "практика", "индивидуальное" - "общественное" сознание, "специализированное" - "обыденное" сознание. Единство социологического и гносеологического подходов к анализу общественного мнения. Рациональное, эмоциональное, волевое начала в общественном мнении. Субъект общественного мнения. Объект общественного мнения и критерии его выделения: актуальность, общий интерес, дискуссионность, компетентность. Качества общественного мнения: направленность, длительность, интенсивность, глубина отражения общественных процессов и др. Функции общественного мнения (контрольная, консультативная, директивная; оценочная, аналитическая, конструктивная, регулятивная; позитивная, негативная). Критерии оценки взаимодействия системы управления и общественного мнения: демократичность референдумов, выборов, собраний; характер законодательного закрепления роли общественного мнения; наличие каналов свободного вращения мнений и собственно выражения; включения реакций и оценок общественного мнения в управление решение и т.д. Исследование, выражение, формирование и учет общественного мнения как характеристики демократического стиля управления. Службы общественного мнения и их объективная необходимость для выявления изменений, желательных для групп, классов, народов. Реальное, желательное, идеальное мнения и их отражение в стратегии и тактике государственного и социального управления. Тема 36. Социологический анализ повседневности: основополагающие идеи, принципы, методы Основные принципы социологического анализа повседневности: связь повседневности с политикой и экономикой (рассмотрение истории сквозь призму повседневных практик людей); стремление понять смысл, который вкладывают в свои действия индивиды; внимание к бытовым, материальным и телесным проявлениям повседневности. Изучение быта, семьи, соседства, досуга, праздника как основные направления аналитического изучения повседневности. Методы истороко-социологического исследования повседневности. Возможности поколенческого анализа. Традиционное, современное, постсовременное общество: «приметы» повседневности. Социологический анализ повседневности в России: ХХ– начало ХХI века. Две группы контрастирующих представлений о повседневности в начале ХХ. века. Идеализация уходящего уклада жизни. Отрицание быта на линиях противопоставления реальности и идеала, частного и общественного. Безбытность и романтический героизм революционных романтиков. Оценка быта как воплощения буржуазного индивидуализма (антиколлективизма) и идейной приземленности («мещанства»). «Новый быт» социальных технологов-конструктивистов. Идеи тотальной коллективизации и коммунальной организации труда, семьи, свободного времени и пр. Переход от аскетизма эпохи принудительной мобилизации к демонстрации достижений нового строя в середине тридцатых годов. Рост позитивных оценок повседневности. Героизм и повседневная жизнь советских людей на новом этапе вынужденной принудительно-аскетической мобилизации масс в годы Великой Отечественной Войны. Постепенное возвращение к потребительскому быту после войны. Этап неоромантической борьбы с «мещанством» в период «оттепели». Накопление символических капиталов (уровень образования, отдельная квартира, «удобства», техническое оснащение быта и пр.) основной массой городского населения, новый этап позитивной оценки быта. Преобладание статусно-иерархической модели распределения бытовых благ. Нарастание скрытого противостояния огосударствлению публичной жизни. Повседневность как время после работы. Обустройство быта носителями социального успеха 1990-х годов. Повседневность и быт как отражение способов социальной адаптации и самореализации личности в современном российском обществе. Понимающая социология и символический интеракционизм как методологическая основа современных зарубежных концепций повседневности. Тема 37. Возраст как объект изучения в социологии Понятие возраста в науке. Абсолютный, календарный, хронологический возраст. Условный возраст как возраст развития. Установление условного возраста. Периодизация как структурирование течения времени, выделение в нем определенных, имеющих содержательное значение хронологических элементов (периодов). Понятия «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл» в описаниях индивидуального развития. Биологический возраст. Психический возраст. Концепции жизненного пути в психологии. Социальный возраст. Соотнесение процессов биологического, психического, социального развития человека. Возрастная самоидентификация индивида. Социальный статус групп разного возраста. Элементы возрастного статуса: права и обязанности, нормы и возрастные роли, статусная символика, образ жизни, возрастное видение мира. Возрастные циклы в структуре жизненного пути. Возрастная стратификация. Развитие общества как процесс последовательной смены и преемственности возрастных когорт. Понятие «возрастного слоя-страты», «возрастная когорта», «поколение». Социально-демографической аспект: возрастной состав и структура населения. Социально-экономический аспект: возрастная структура участия в общественном воспроизводстве. Тема 38. Личность в социологии: понятие, структура, подходы к анализу Личность как субъект отношений и деятельности в социальной сфере. Объективные и субъективные потребности жизнедеятельности и социализации личности, пути и уровни развития ее социального потенциала. Понятие о личности как социальном институте. Витальное и социальное воспроизводство личности как функция социальной сферы. Взаимодействие личности и социального окружения как предмет регулирования отношений в рамках социальной сферы. Социальная роль личности как совокупность требований, предъявляемых к людям, занимающим в обществе определенные социальные позиции, статусы. Воплощение этих требований (предписаний, пожеланий и ожиданий соответствующего поведения) в конкретных социальных нормах. Условия реализации социальной роли личности как субъекта социальных, экономических, политических, организационных, психологических отношений. Классификация ролей по различным основаниям, признакам. Ролевые теории Р. Линтона и Дж. Мида. Особенности указанных теорий. Их связь со структурным функционализмом Т. Парсонса и Р. Мертона. Взгляд Дж. Мида на социальную роль личности через призму "ролевой игры. Ролевые ожидания, претензии, конфликты. Функционалистское и интеракционалистское понимание социальной роли. Межролевые и внутриролевые конфликты. Тема 39. Семья и семейная политика в РФ Семья как субъект социальной деятельности и объект регулирования: функции, структура, потребности жизнедеятельности и развития, социально-экономический, профессионально-трудовой и нравственный потенциалы. Понятие о семье как социальном институте и малой группе. Типология семей. Сущность семейной политики и ее взаимосвязь с социальной политикой. Семейная политика и социальная поддержка семьи как малой группы, устойчивости семейного союза на протяжении жизненного цикла. Социальная защита отдельных членов семьи (сирот, престарелых, инвалидов). Меры социальной и экономической помощи малообеспеченным семьям, семьям с одним родителем, молодым семьям. Семья и социальные услуги. Процессы адаптации семей к новым условиям социально-экономического развития России. Влияние международно-правовых документов ООН на формирование идеологии и практики государственной семейной политики в современной России. Тема 40. Социология семьи как отраслевая социологическая дисциплина Социология семьи в ряду социологических дисциплин, ее связь с демографией, социальной психологией и экономикой семейного домохозяйства. Предмет социологии семьи. Семья как субъект социальной деятельности и объект регулирования: функции, структура, потребности жизнедеятельности и развития, социально-экономический, профессионально-трудовой и нравственный потенциалы. Понятие о семье как социальном институте и малой группе. Типология семей. Особенности социологического анализа проблем жизнедеятельности семьи, ее воспроизводства как социального субъекта, всестороннего удовлетворения потребностей и запросов, обеспечивающих ее полноценную жизнедеятельность и развитие. Тема 41. Гендерная социология: проблемы и методы изучения Определение понятия «гендер». Междисциплинарность гендерных исследований. Предмет и метод гендерной социологии. Дифференциация понятия пола и гендера. Гендерная идентичность. Гендерные роли и стереотипы. Влияние признака пола на изменение социальных статусов. Гендер как один из базовых принципов социальной стратификации. Гендерная асимметрия как социальное явление. Социальная дискриминация по признаку пола. Различие феминистских и гендерных подходов в социологии. Актуальность подготовки специалистов по гендерной тематике в системе высшей школы. Тема 42. Девиантное поведение: основные методологические подходы научного анализа Отклоняющееся поведение как социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности. Девиантная адаптация. Двойственность девиантной адаптации. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Социальная норма и социальное отклонение. Количественные и качественные характеристики социальных отклонений: уровень (коэффициент) отклонения, структура отклонения, динамика отклонения. Формирование девиантологии в рамках классической школы уголовного права и криминологии. Позитивизм как базовая составляющая биологического/антропологического, психологического и социологического направлений в исследовании девиантного поведения. Основные теории девиации в социологическом подходе. Теория аномии. Теория напряжения. Теория дифференцированной ассоциации. Теория субкультур. Конфликт культур. Теория стигматизации. Теории конфликта. Теории социального контроля. Тема 43. Социология культуры в системе социальных наук Отличие социальных структур от природных. Социологическая концепция культуры. Культура как совокупный образ жизни, характерный для определенной группы, в которой аккумулируется все, что люди как члены данного общества делают, думают, и все, чем они обладают (образы действий, мыслей, материальное обеспечение). Внешняя гетерогенность и внутренняя гомогенность культуры общества. Сферы культурного регулирования: нормативная культура, идейная культура, материальная культура. Специфика социологического исследования культуры. Социальные закономерности развития и функционирования культуры. Социальные институты культуры. Социальные функции науки, искусства, религии, образования, масс-медиа. Профессиональная и корпоративная культура. Поведение людей в условиях культурного взаимодействия. Культурная идентичность. Культурный диссонанс. Культурное самосознание. Перекрещивающиеся культурные давления. Культурный контакт. Культурный конфликт. Межкультурные коммуникации. Тема 44. Социологический анализ субкультур Целевые установки объединения тех или иных социальных групп: общность ценностей, интересов, мировоззренческих и идеологических установок, форм досуговой деятельности, эстетических предпочтений, сходство переживаний и др. Традиционные и инновационные субкультуры. Понятия контркультуры и альтернативной культуры. Субкультуры с девиантным поведением. Изучение субкультур в отечественной социологии. Критерии выделения субкультурной группы. Элементы, типология и функции субкультур. Тема 45. Массовая культура Массовая культура: истоки, особенности, эволюция. Массовое и элитарное в концепции культуры Х.Ортеги-Гассета. Массовое м народное в типологии культур Г.Гэнса. Массовая культура индустриального общества. Промышленный характер и индустриализация массовой культуры. Массовая культура информационного общества. Массовое общество как потребитель массовой культуры. Специфика и функции массовой культуры. Сферы проявления и уровни массовой культуры. Причины широкого распространения массовой культуры. Функции массовой культуры. Адаптационный фактор. Иллюзорное восприятие реальности. Защитные/рекрационные механизмы. Система формирования потребительской идеологии. Массовая культура как универсальная культура эпохи глобализации. Национальные варианты массовой культуры в современной России. Тема 46. Образование как социальный институт. Социальные функции системы образования. Обучение как основная функция образования. Образование – институциональная форма обучения. Обучение как трансляция социального опыта. Режим обучения или режим учебных занятий. Образование как социализация и воспитание. Функция профессиональной подготовки. Социально-системные функции образования. Функция легитимации и интеграции. Селективность, мобильность и эгалитарная функции. Культурно-генеративная функция. Тема 47. Основные методологические подходы и понятия социологии науки Проблемы генезиса науки. Историографические концепции науки Д.Дж.де С.Прайса. Экстернализм в анализе генезиса науки (постижение сущности науки со стороны социально-исторического контекста). Влияние культурных ценностей на методологию научного познания. Мировоззренческое парадигма развития науки. Изучение науки как социального института в системе социально-исторической действительности. Социальная обусловленность – фактор, обуславливающий развитие науки как решение многообразных однотипных задач. Приоритет эмпирического познания социальных явлений. Позитивизм. Социологический анализ генезиса науки. Социальная обусловленность различных уровней знаний. Социальные функции науки. Наука как институт. Наука как метод. Наука как накопление знаний, опирающихся на традицию. Наука как важный фактор поддержки и развития производства. Наука как фактор формирования убеждений и отношений к окружающему миру. Интернализм (имманентизм) в анализе генезиса науки (самодвижение научной мысли, внутренние закономерности развития науки). Научная подготовка и историко-философская компетентность исследователя. Концепция «чистой логики» А.Койре. Пренебрежение социальными факторами в процессе научного познания. Три фактора духовного освоения действительности (наука, философия, религия). Генезис математического естествознания. Механико-математическая картина мира Э.Канта. Кантовская философия и ее последователи. Стандартная концепция науки и ее радикальное развитие. Неопозитивизм. Фактуальная основа научного познания. Мир может быть познан и описан с учетом жестких критериев отбора истинных утверждений. Кумулятивистский взгляд на науку (плавное наращивание новых знаний на старые, эволюционный рост однажды познанного). Концепция научной революции. Чередование обостренной конкурентной борьбы между научными сообществами. Понятие «научная парадигма» и «дисциплинарная матрица» в философии Т.Куна. Тема 48. Этнос как объект этносоциологии Понятие этноса. Специфика этносоциологического изучения этноса. Соотношение категорий этнос, этническая группа, этничность. Примордиализм и конструктивизм как основные теоретические подходы к определению сущности этноса и этничности. Структура этнического самосознания. Понятие этнической культуры. Культурные маркеры этнических границ. Географическая, антропологическая, лингвистическая, конфессиональная, культурно-хозяйственная классификация этносов. Типы этнических групп: титульные этносы и этнические меньшинства. Понятие этногенеза. Этногенез как социальный процесс. Основные типы и стадии этногенеза. Социально-политическое и этнодемографическое развитие этносов. Характеристика этнической структуры российского общества. Тема 49. Межэтнические конфликты как сфера научного анализа в этносоциологии Межэтнический конфликт как разновидность социального конфликта. Понятие межэтнического конфликта. Сущность и специфика этнического конфликта. Территориальные, политические, экономические, социальные, этнопрофессиональные причины возникновения этнического конфликта. Социально-структурные изменения как основа противоречий, приводящих к этноконфликтам. Стадии протекания межэтнического конфликта: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта. Зоны межэтнических конфликтов на территории Российской Федерации. Механизмы и способы разрешения этнических конфликтов.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Наталка: Тема 49. Межэтнические конфликты как сфера научного анализа в этносоциологии Социальный конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон. Социальный конфликт - в узком смысле - конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экономического и статусного положения в целом или в сравнении с другими группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой. Межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий». Межэтнические конфликты множественны по своей природе. Даже если этнокультурные требования (язык, образование и т.п.) демонстрируются как главные, то за ними всегда можно обнаружить социальные интересы. Задача социологического исследования - выявить мотивацию и реальные интересы участвующих в межэтническом конфликте групп, их символы и ценности, проецирующиеся на отношения между этносами. Именно поэтому для понимания и регулирования конфликтов важно проанализировать их причины и конкретные социальные ситуации, в которых действуют социальные группы этнических общностей. В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. Под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Современные этнические конфликты имеют разные исторические истоки. Следовательно, пути их разрешения также могут быть разнообразны. Этнос характеризуется существованием жестких культурных и социальных механизмов интеграции, которые обусловливают стремление личности видеть оправдание своего существования, основную ценность в своем растворении в сообществе. Столкновения между этносами в древности рассматривалось сторонами как естественные и неизбежные, требующие мобилизации всех воинских сил этноса. Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Различают несколько форм этнических конфликтов: межэтническая напряжённость и политическая борьба, спорадическое насилие и погромы, этнические чистки, открытая вооружённая борьба. Почву для таких конфликтов могут составлять прошлые межэтнические распри, войны, совершённое в отношении этнической группы насилие со стороны других групп или государства, религиозная нетерпимость и культурно-исторические споры. Их участниками могут быть представители одной и более этнических групп, он может носить межгрупповой характер или происходить между группой и государством. В общественном сознании современной России, да нередко и в научной среде, бытует мнение, что этнические конфликты являются результатом соци¬ально-экономических проблем, что в основе их лежит либо нищета народа, либо борьба элит за ресурсы или за власть ради контроля над ресурсами. Широкому распространению этой точки зрения способствуют и средства массовой инфор¬мации. В зависимости от причин конфликты подразделяются на социально– экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные, территориальные и др. Все же межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн. человек. В целом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн. человек.

Наталка: Тема 44. Социологический анализ субкультур В любом обществе существует доминирующая культура, представляющая собой совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества. Субкультура (подкультура, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры. Субкультура - нормы отделения от общепринятой системы ценностей, способствующих поддержанию и развитию коллегиального стиля жизни, от¬дельного от традиционного стиля, принято го в данном обществе. Субкультура отличается от доминирующей языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической. Различия могут быть сильными, но субкультура не противоречит доминирующей. Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, яв¬ной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений За¬пада 60-х годов. Иными словами, контркультура - это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является. На сегодняшний день контркультура - это тип протестующего миро¬ощущения; альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художественного творчества.

Наталка: Тема28. Социальная политика: сущность, направления, механизмы реализации, особенности в российском обществе Социальная политика Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы, особенно в период интенсивной структурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества, является социальная политика, поскольку возникает необходимость целенаправленных воздействий на социальную среду, чтобы избежать огромных социальных издержек, характерных для экономических и политических реформ. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий. Под социальной политикой понимают составную часть внутренней политики государства, воплощенную в его социальных программах и проектах, регулирующих отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения и имеющих своей целью гармонизацию общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия. Анализ деятельности субъекта социальной политики в лице государственных органов в последние годы свидетельствует о серьезных просчетах в обеспечении социального развития страны. Резкая дифференциация населения по доходам и имущественному признаку, социальная поляризация населения, рост бедности и нищеты свидетельствуют о том, что не проявляется должной заботы о социальной направленности экономических программ, не ведется поиск консенсуса между различными социальными группами и слоями общества, согласование их противоречивых интересов. И даже наоборот, многие политико-экономические решения не ослабляют, а поощряют социальную дифференциацию, способствуют росту социальных контрастов. Кризис социальной политики и неблагополучие в социальной сфере явно прослеживается и в связи с ростом безработицы, снижением жизненного уровня широких слоев населения. Наиболее очевидная сторона этого кризиса – резкое обострение проблем финансирования социальных программ в условиях долговременного снижения темпов роста национального дохода. В связи с этим встает задача поиска более действенных методов формирования новой системы социального регулирования и соответствующих ей институциональных структур. Правительственные меры в области социального развития страны Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.». Раздел «социальная политика». В сфере политики доходов: • содействие восстановлению роли оплаты труда как основного источника дохода и важнейшего стимула эк. активности граждан • регулирование денежных доходов за счет совершенствования системы налогообложения индивидуальных доходов и имущества граждан, сверхвысоких доходов • обеспечение благоприятного соотношения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий с величиной ПМ • прогрессивная форма пенсионного обеспечения. В сфере занятости: • сдерживание массовой долгосрочной безработицы • целевая поддержка потерявших работу • переобучение безработных граждан и незанятого населения • содействие занятости учащихся подростков, выпускников школ и училищ • поощрение целевых субсидий на организацию спец. ученических раб. мест • поддержка среднего бизнеса • создание новых и обновление существующих рабочих мест по региональным программам Жилищная политика: • с учетом низких доходов основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья, реализация мер по обеспечению доступности жилья за счет бесплатной приватизации жилья, предоставление адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на строительство и приобретение жилья. • развитие кредитования жилья коммерческими банками взамен дифференцированной системы льгот по налогам на прибыль банков. Для создания базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры: • совершенствование системы здравоохранения при сохранении государственной системы, обеспечивающей предоставление гарантированного минимума медицинских услуг, развитие обязательного и добровольного медицинского страхования • сохранение масштабов системы образования и качественного уровня предоставляемых услуг в области получения образования • осуществление персонифицированной социальной поддержки обучающихся Но как показала практика, этой программе не удалось преодолеть кризис социальной политики. Продолжается рост безработицы, обеднение пенсионеров, продолжаются проблемы финансирования социальных программ. Другой стороной этого кризиса является психологический аспект. Возникает все большее сомнение в эффективности системы социального обеспечения, составляющей важное звено социальной политики. Население очень невысоко оценивает долю социальной помощи государства в семейном бюджете. Отсюда возникает сомнение, насколько она уменьшает неравенство доходов семей. Одной из причин низкой эффективности социальной политики является то, что государство не сконцентрировало у себя функции координатора много субъектной социальной политики, не обеспечило ее законодательной основы, не взяло на себя контрольные функции, не эффективно поддерживает наиболее уязвимые группы населения. Преодоление этих неудач связано с созданием институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности и в итоге расширенного социального воспроизводства населения, приумножение качественных характеристик популяции. Ценностным содержанием социальной политики должна стать категория «социальной справедливости», которая в современной трактовке преодолевает свойственные ей ранее элементы упрощенности, уравнительности, отождествление бесплатности тех или иных благ с их доступностью. Сегодня социальная справедливость должна осознаваться как предоставление равных стартовых возможностей, социальных гарантий всем членам сообщества, как обеспечение равной оплаты за равный труд, как предотвращение дискриминации кого-либо, как необходимость поддержки депривированных слоев и групп населения. В основе государственных социальных гарантий должно лежать реальное обеспечение прав свободного человека: на свободный выбор трудовой деятельности, перемещения, минимальных доходов, зависимость дохода от качества и количества труда, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов.




полная версия страницы