Форум » Что, как и когда мы учим » Внимание ГОСЫ!!!! часть 1 (продолжение) » Ответить

Внимание ГОСЫ!!!! часть 1 (продолжение)

Антонина: Тема 1. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания Объект и предмет социологии. Понятие социологического закона. Основные законы и тенденции общественного развития. Социологический закон как выражение существенной, необходимой устойчивой, повторяющейся связи всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, как наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей во всех формах ее проявления. Классификация социологических законов. Тема 2. Г. Эволюционистская социология Герберта Спенсера Ведущие принципы теоретических построений Г. Спенсера. Органицизм. Сходства и различия между обществом и биологическим организмом. Эволюция как закономерный органический процесс. Основные понятия социологической теории Г. Спенсера. Социальная интеграция и социальная дифференциация. Социальные институты. Место социологии Г. Спенсера в истории социальной науки и влияние его идей на дальнейшее развитие социологии. Тема 3. Социологическая концепция Э. Дюркгейма Идейно-теоретические предпосылки творчества Э. Дюркгейма. Основные труды Э. Дюркгейма. Предмет и методы социологии по Э. Дюркгейму. Понятие социального факта. Природа и виды социальных фактов. Правила социологического метода. Сбор и интерпретация данных. Социологическое объяснение. Причинный и функциональный анализ. Нормальное и патологическое. Общественно-историческая концепция Э. Дюркгейма. Два вида социальной солидарности. Коллективные представления. Аномия. Социологическое исследование самоубийства. Методы изучения самоубийств. Концепция религии. Влияние идей Э. Дюркгейма на дальнейшее развитие мировой социологии. Тема 4. Социологические концепции Ф. Тенниса и Г. Зиммеля Сущность формальной социологии. Концепция Ф. Тенниса. Община и общество как формы социального взаимодействия. Два типа воли. Концепция понимания Г. Зиммеля. Понятие «форм социации», их типы. «Социология денег» Г.Зиммеля как анализ сущности капитализма. Влияние идей Ф. Тенниса и Г. Зиммеля на дальнейшее развитие социологии. Тема 5. Социологическая концепция В. Парето Особенности развития социологии в Италии. Социально - политические взгляды В. Парето, основные работы и этапы эволюции его теоретических воззрений. "Трактат по общей социологии". Логическое и нелогическое действие. Теория иррациональности человеческого поведения и его последующей рационализации. Понятие «осадков» и «дериваций». Два основных типа «осадков». Концепция идеологии. Типы элит. Концепция круговорота элит. Влияние идей Парето на мировую социологию. Тема 6. К.Маркс и марксистская социология Гносеологические и социальные корни учения К. Маркса об обществе. Методологические принципы марксистского подхода к анализу социальных явлений. Основные понятия теории К. Маркса: общественно-экономическая формация, базис, надстройка, производительные силы и производственные отношения, капитал, стоимость. Типы общественно-экономических формаций и механизм их смены. Революции как «локомотивы истории». Критика К. Марксом капитализма и обоснование перехода к коммунизму. Классовая борьба и ее роль в историческом процессе. Тема 7. Понимающая социология М. Вебера Понятие социального действия у М. Вебера. Структура и типы социального действия. Метод "понимания" и его связь с концепцией социального действия. Понятие "идеального типа". Общественно-историческая концепция М. Вебера. Теория рационализации. Социология религии М. Вебера. М. Вебер и проблема ценностей. Разработка М. Вебером отдельных отраслей социологии. Влияние веберовских идей на современную социологию. Тема 8. Социальная система Т. Парсонса и структурный функционализм Т. Парсонс - основатель институциональной школы структурно-функционального анализа. Применение принципа системности к социальным явлениям. Понятия «социальная система», «функция» «структура». Системы, подсистемы и иерархичность систем. Разнообразие социальных систем (экономическая, политическая, правовая, религиозная, моральная и т.д.). Формирование концепции социального действия и ее роль в построении функциональной социологической теории. Общество как социальная система и ее подсистемы. Структурно-функциональная теория социального изменения. Понятие дифференциации. Дифференциация и усложнение системы. Мировоззренческое значение структурного функционализма Т.Парсонса, его стабилизационная направленность. Структурный функционализм после Т.Парсонса (Р.Мюнх, Р.Белла, Ш.Айзенштадт, Н.Смелзер). Тема 9. Интегральная социология П.Сорокина Питирим Сорокин. Построение интегральной социологической системы: эмпирические исследования и рациональный анализ, а также рациональный фактор интуиции, эмоции, гениальности. Источник вдохновения для социолога – широкая историческая эрудиция, знание об обществе минувших эпох, а также сравнительный анализ современных обществ. Экономический, статистический и социологический анализ общественных явлений. Системный подход к социальным феноменам. Применение количественного анализа в «измерении» социологических объектов. Синтез бихевиористских, эмпирических и естественнонаучных методов. Концепция социального поведения и взаимодействия. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Классификация страт (экономические, профессиональные, политические). Общество как система и взаимодействующие группы. Двойственность социального мира. Общество – интеракция. Культура – знания, нормы, ценности и их материальные носители. Культура как интегрированная целостность. Культурные суперсистемы. Тема 10. Чикагская школа как первая институциональная академическая школа социологии в США Прикладная социально-инженерная направленность чикагской школы. А. Смолл как основоположник школы. Концепция социального процесса у А. Смолла. Периодизация деятельности Чикагской школы. «Польский крестьянин в Европе и в Америке» У. Томаса и Ф. Знанецкого. Этносоциологическая проблематика. Концепция социальной ситуации и система социальных установок индивида. Типология личностей и механизмы социальной адаптации. Работа Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии». Работа Р. Парка «Город». Понятие «социальная дистанция». Теория «концентрических зон» Э. Берджесса. Теория социальных изменений У. Огборна. Современное состояние чикагской школы. Урбанистическая концепция Л. Вирта. «Символический интеракционизм» Г. Блумера. Социология города М. Яновица. Тема 11. Франкфуртская школа в социологии Марксизм и психоанализ как главные источники франкфуртской школы. «Имманентный метод» как главный метод франкфуртской школы. «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно. Рациональная инструментальность и господство над природой как центральные элементы западной культуры. Понятия «администрируемый мир» и «культурная индустрия». «Авторитарная личность» Т. Адорно. Эмпирическое изучение репродуцирования авторитаризма. «Одномерный человек» Г. Маркузе. Конформизм и потребительство. «Бегство от свободы» Э. Фромма. Проблемы отчуждения личности в современном обществе. Социологическая концепция Ю. Хабермаса. Формы научного знания. Теория социальной коммуникации. Тема 12. Колумбийская социологическая школа Решение конкретных социальных проблем в разработках Р. Мак-Айвера. Концепция творческого человека. Концепция социальной эволюции в работах «Община: социологическое изучение» и «Общество: его структура и изменения». П. Лазарсфельд и изучение среднего города («Мариенталь»). Кластерный анализ при изучении политического воздействия лидеров на радиоаудиторию. Подходы к методике проведения социологических исследований в работе «Планирование и анализ в обзорном исследовании». Концепция социономии Я. Морено. Метод психодрамы. Метод социодрамы. Категория «социономия». Тема 13. Психологические школы в социологии XIX - начала XX вв. Общая характеристика. Неудовлетворенность биологизаторскими теориями и тенденция к психологизации социологии. Психологизм как общая ориентация общественных наук в конце XIX - начале XX веков. Две формы трактовки взаимоотношения общественного и индивидуального сознания - реализм и номинализм. Концепция "психологии народов" Г. Штейнталя и М. Лацаруса. Ее развитие В. Вундтом. Теория подражания Г. Тарда. Групповая психология Г. Лебона. Психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса. "Психология инстинкта" У. Мак-Дугалла. Теория «зеркального я» Ч. Кули. Возникновение символического интеракционизма. Дж. Г. Мид. Влияние интеракционизма на последующее развитие социологии и социальной психологии. Тема 14. Психоаналитическое направление в социологии Основные методологические положения психоанализа. Психологическая социальная доктрина 3. Фрейда. Понятие подсознания. Структура личности по З.Фрейду. Теория Фрейда о происхождении власти и религии. Влияние Фрейда на общественную мысль и социальные науки. Коллективное бессознательное К. Юнга. Концепция компенсации А. Адлера. Неофрейдизм и его социологическая концепция (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм). Взаимоотношения личности и межличностной среды. Фрейдомарксизм (В. Рейх, Г. Маркузе). Проблема тоталитаризма и сексуальности. Постфрейдизм и фундаментальные законы развития культуры (М. Мид). Д. Рисмен и типология социальных характеров. Тема 15. Теории социальной стратификации. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном Российском обществе. Теория социальной стратификации и мобильности П.Сорокина. Функциональная теория стратификации. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Стратификация и ранжирование. Концепция классовой структуры общества. Экономическая стратификация Профессиональный престиж. Политическая стратификация. Исторические типы стратификации. Открытое и закрытое общество. Рабство, касты, сословия. Стратификация в СССР и России. Социальная мобильность в советском и постсоветском обществе. Групповая мобильность. Индивидуальная мобильность. Каналы мобильности в российском обществе. Связь мобильности и типа общества. Тема 16. Теории социального обмена и бихевиористская социология В процессе взаимодействия люди обмениваются друг с другом теми или иными экономическими и социальными ценностями (товары, услуги и т.п.). Этот обмен происходит на микроуровне, в малой группе. Поведение индивида взаимодетерменировано поведением других индивидов. Первые представители теории обмена – Б.Скиннер и Дж.Хоманс. Методика «яшик Скиннера». Позитивные (материальные и моральные выгоды) и негативные (наказание, осуждение со стороны других) подкреплении в процессе социального обмена. Бихевиористская методология как основа теорий социального обмена. Анализ поведения человека через призму наблюдаемых стимулов и реакций на них. Методологическая схема: «стимул» - «реакция» (S-R). Необихевиоризм. Промежуточные переменные (язык и создаваемые им образы, знания, мотивы, способность к изучению и т.п.) Методологическая схема необихевиористов:»стимул»-«опосредствующее звено»-«реакция» (S-O-R). Cпособность обратного воздействия на стимулы, исходящие от среды. Максимизация полезности и выгоды в проведении социальной политики. Социальный контроль через призму негативных и позитивных подкреплений. П.Блау: применение теории социального обмена к формальным организациям на макроуровне. Четыре вида эмерджентных свойств макросоциальных структур: 1) размер группы, 2) особенности связи между индивидами, 3) социальная дифференциация/этническая неоднородность/религиозный состав группы/формы разделения труда, 4) материально-экономически условия и различия в положении членов общности. Тема 17.Символический интеракционизм в социологии Все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах – языке, телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Люди осмысливают реальность через символы и проецируют их в ход своего общения. Значимые символы несут социальную информацию. Межиндивидуальное взаимодействие («социальный бихевиоризм») Джоржа Герберта Мида. Перспектива и социальный символ. Общество как взаимодействие. Роль взаимодействия в формировании сознания и Я. Два уровня взаимодействия: символическое и несимволическое. Интерпритация как основа символического взаимодействия. Слой значений и роль обобщенного другого. Подсистема в структуре «Я». Процесс формирования Я (стадии социализации). «Ме» как совокупность интериоризированных общественных требований и ожиданий. Ролевая структура Я. Различные интерпретации идей Мида. Чарлз Кули:создание теории «зеркального Я». Герберт Блумер – символы и коллективное поведение. Концепция «социальной драматургии» и «управления впечатлениями» Э.Гофмана. Тема 18. Феноменологическая социология Феноменология и социология. Основы феноменологического анализа Эдмунда Гуссерля (чистое мышление, экология, интенциональность, интерсубъективность, жизненный мир). Альфред Шюц. Субъективная интерпретация. Жизненный мир как социологическая категория. Интерсубъективность. «Общий тезис существования другого Я». Взаимность смысловых перспектив. Интенциональность социального действия. Мотив социального действия. «Для-того-чтобы» против «потому-что». Проекты действий. Распределение знания. Когнитивные стили. Процедура типизации. Восемь уровней анонимности. Партнеры и современники. Концепция понимающей социологии. Поток субъективных переживаний и его связь с жизненным миром личности. Повседневность, коммуникация, преодоление одиночества. Развитие идей А.Шюца в позднейшей феноменологической социологии. «Социология знания» П.Бергер и Т.Лукман. Этнометодологическое исследование повседневной социальной жизни. Эксперименты Г.Графинкеля и их социологическое истолкование. Тема 19. Основные парадигмы социологической науки в XX веке Классический структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон). Функциональная теория стратификации (К.Дэвис и У.Мур) и ее критика. Неофункционализм. Теория конфликта (Р.Дарендорф, Р.Коллинз) Неомарксистские теории (Г.Лукач, А.Грамши). Идеи Ю. Хабермаса. Современные теории систем (Н.Луман). Символический интеракционизм и этнометодолгия. Теория обмена, сетевая теория и теория рационального выбора. Современные теории феминизма и теория гендера. Постсовременные социальные теории. Структурализм, постструктурализм и возникновение постмодернистской социальной теории. Антропологический структурализм К.Леви-Стросса. Археология знаний М.Фуко. Теория структурации Э.Гидденса. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Постструктурализм Ж.Дарриды. У.Бек: создание теории общества риска. Постмодернистские теории (З.Бауман, Ж.Бодрийяр). Тема 20. Развитие социологии в России: зарождение и современное состояние Социальные и статистические наблюдения и обследования в истории России. Проведение переписей и документация социальных обследований (ревизские сказки). Развитие российского обществоведения в XVIII - начале XIX века. Аналитическая подготовка к проведению реформы 1861 года. Развитие земской статистики и земского социального движения. Возникновение академической социологии в России (М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Сорокин). Русские социологи и их вклад в развитие мирового обществоведения (П. Лилиенфельд-Тоаль, Я. Новиков, Л. Мечников). Институциональное развитие социологической науки в дореволюционной России. Отношение к социологии со стороны власти после событий 1917 г. Основные направления социологической теории в 20-30-е годы XX в. Развитие марксистской социологии в 20-30-е годы. Социологическая наука в условиях тоталитарного советского государства. “Второе рождение” социологии. Иее институционализация. Социологический ренессанс. Постсоветская социологическая наука. Возникновение и оформление специальных социологических теорий. Создание системы социологического образования. Появление новых социологических журналов. Издание словарей, книг, учебников и учебных пособий по социологии. Становление социологии в России как самостоятельной науки. Тема 21. Особенности становления и развития социологической мысли в России Тесная связь российской социологической мысли с гуманистическими идеалами российской философии. Односторонняя, на начальном этапе ее становления, связь с социологической наукой Запада. Критическое восприятие идей западных мыслителей; выдвижение ряда собственных оригинальных самобытных теорий. Две основные формы развития социологии в России: публицистическая и академическая (т.е. университетская). Становление и развитие академической (университетской) социологии на Западе и в России. Создание социологических общества на Западе и в России. Появление специализированных социологических журналов на Западе и в России. Политическая ангажированность, критическое и оппозиционное отношение отечественной социологии к существующей власти и попытки оптимального конструирования будущего общества. Размежевание между немарксистскими и марксистскими социологами. Начало гонений немарксистских социологов. Изменение характера преподавания общественных наук. Создание системы новых научных учреждений развернувших исследование истории с марксистско-ленинских позиций. Бурное развитие марксистской социологии в 20-30-е годы ХХ в. Основные направления марксистской социологической теории. Свертывание социологических исследований. Изъятие термина «социология» из употребления. Отождествление социологии с историческим материализмом. Канонизация марксистских положений об основах общественной жизни. Возобновление проведения конкретных социологических исследований в СССР. Трехуровневая концепция социологии. Постсоветская социологическая наука. Формирование системы социологического образования. Становление социологии как самостоятельной академической дисциплины. Тема 22. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского Разработка сравнительно-исторического метода в социологии. Связь социологии с историческими науками. Развитие генетической социологии. Социально-политические концепции. Теория социальной замиренности. Русская Высшая школа общественных наук в Париже. Открытие школы. Цель создания школы. Историческое значение Русской Высшей школы общественных наук в Париже для развития социологии в России. Создание первой кафедры социологии в Петербургском Психоневрологическом институте. Плюралистический подход к социологии. Тема 23. Функции политической системы Функционально-динамический процесс в политической системе общества. Механизмы функционирования макросистемы через динамику ее взаимодействия с гражданским обществом. Динамический аспект – функционирование системы во времени (последовательная смена ее состояния). Структурный аспект – набор основных действий, выполняемых политической системой вне зависимости от времени. Сравнение политических систем по содержанию функционального действия (институциональный и поведенческий аспект взаимодействия). Функциональная модель политической системы Г.Альмонда. Функции системы (социализация, рекрутирование, политическая коммуникация). Функции процесса (артикуляция интересов, агрегация интересов, выработка политического курса, осуществление политического курса и вынесение судебных решении). Функции управления. Законодательная и исполнительная ветвь власти. Выработка государственной политики (разработка стратегического курса общества, основных направлений развития и способов осуществления поставленных целей и задач). Тема 24. Политические партии и группы интересов Вариативность определения дефиниции понятия «политическая партия» как отражение определенных этапов в исследовании данного феномена. Направления исследований политических партий. Либеральная или философско-политическая традиция. Партия как идеология. Борьба идеологий и доктрин. Классификация партий по идеологиям. Марксистская традиция – анализ классового состава партий, выявление взаимосвязей между социальной стратификацией и политической принадлежностью. Социологическая традиция (М.Дюверже) – исследование особенностей организации политических партий, выявление специфики их организационных структур и отношений с обществом. Партия как организация и институт. Основная цель политической партии. Многообразие структур современных партийных систем. Авторитарные партийные системы (эксклюзивные и инклюзивные правящие партии). Состязательные партийные системы. Мажоритарные и многопартийные системы. Консенсусные партийные системы. Конфликтные партийные системы. Группы интересов Неорганизованные группы интересов (неформальные). Неассоциативные группы. Институциональные группы Ассоциативные группы. Гражданское общество и группы интересов. Плюралистическая система групп интересов. Лоббизм и его виды (прямой, косвенный, внутренний). Технологии лоббирования.

Ответов - 4

Наталка: Тема 20. Развитие социологии в России: зарождение и современное состояние Важным источником возникновения и развития социологии в России были эмпирические обследования и статистика, появившиеся в стране задолго до девятнадцатого века. Непосредственно статистический способ изучения общественных явлений формируется в России во второй половине ХУН! - начале XIX веков. Особенно энергичное развитие практика и теория российской статистики получают в связи с реформой 1861 г., сама разработка подготовка и проведение которой основывались на разносторонних и глубоких социальных и статистических исследованиях. Первые эмпирические социальные индикаторы, появившиеся в России, были связаны в первую очередь с налогообложением. Самые первые попытки переписи населения в отдельных княжествах России относятся еще к двенадцатому веку. Оперативная статистика стала складываться и получила в стране централизованные и систематизированные формы благодаря усилиям Петра I (1672 - 1725) в связи с его реформаторской деятельностью. Он же явился и инициатором проведения в стране всеобщих переписей. В царствование Екатерины Второй (1762 - 1796) статистика, помимо оперативной функции, стала развиваться и как средство познания общества. Первое общенациональное статистическое обозрение России было подготовлено Иваном Кирилловичем Кирилловым. В 50х годах XIX века в России велись активные социальные исследования, готовящие реформу и охватывавшие: 1) положение крепостного крестьянства; 2) состояние и возможные цены на земли; 3) социальное и экономическое состояние помещичьего земледелия в стране. Следует в этой связи особо отметить труды Александра Григорьевича Тройницкого (1807-1871) и Николая Алексеевича Милютина (1818-1872). В пореформенной России выдающимся не только национальным, но и мировым явлением стала земская статистика. Институциональное развитие социологической науки в дореволюционной России. Это первый этап институционального развития социологической науки - 1860-1890 гг. развитие социологии как и на западе происходило в тесной связи с позитивизмом. Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества о закономерностях общественного развития о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально историческом развитии общества. Развитие социологии в это время шло в рамках натуралистического и психологического направления. Натуралистическое направление представили идеологи географического детерминизма: Мечников «Цивилизация и великие исторические реки» (выделял три периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией он связывает основной закон развития культуры) и органицизма: Стронин, Лилиенфельд (Общество, по мнению Лилиенфельда, есть организм, и обладает всеми отличительными чертами организма - единство, целесообразность, специализация органов и т. д. Оно состоит из нервной системы, основу которого составляют нервные клетки - люди, входящие в данное общество, и из междуклеточной ткани - это все то, что создано людьми (дома, железные дороги, книги, деньги и пр.)) Субъективная школа социологии: Лавров, Михайловский. (Инструмент социолога – субъективный метод, предмет – субъективный элемент – принцип «сопереживания» социолога изучаемому объекту). Представителями психологического направления были Де Роберти, Кареев, Коркунов. (Изучение психологического механизма и соц. форм проявления поведения индивидов и групп. Общество – совокупность психических связей, взаимодействий, явлений, процессов, характерных для межличностных отношений). Особое место в этот период занимали плюралистская школа Ковалевского. Второй период – кон. 1880х гг. – нач. 1890х гг. – господство неокантианства. Антипозитивистское течение. (Б. А. Кистяковский – справедливость – ценность, нормативность; П. И. Новгородцев – нравственная личность – объект; Л. И. Петражицкий – нормы – правовые и моральные; В. М. Хвостов – пргресс – духовный процесс). Общественная жизнь нельзя рассматривать как разновидность естественного процесса. В ней необходимо видеть культурно – ценностные аспекты человеческого поведения, обладавшие уникальными, неповторимыми особенностями). Третий период: господство неопозитивизма – начало 1900 – 1920-30е гг. (Сорокин – соц. поведение; Звоницкая – общение – подражание; Тахтарев). Необходимо исследование соц. поведения, соц. связей, соц. взаимодействия, соц. общения. Также развитие «христианской социологии» (Бердяев, Булгаков). Усиление легального и ортодоксального марксизма. (Ленин, Плеханов). Возникновение академической социологии в России (М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Сорокин). Развитие и становление академической (университетской) социологии на Западе и в России шло по - разному. На Западе социология становится университетской наукой значительно раньше, чем в России. Уже в 1876 г. в Йельском университете У. Самнер прочитал первый курс, носивший название социология. В 1890 г. в Гельсингфорсе Е. Вестмарк открыл курс социологии. С 1889 г. социология во Франции была уже сделана университетской дисциплиной. В Америке во вновь созданном в 1892 г. в Чикагском университете появился первый в мире социологический департамент (факультет), основателем и первым деканом которого был Смолл. В 1894 г. Гидденс основал первую в США кафедру социологии в Колумбийском университете. В США к 1900 г. уже 227 из существующих 683 колледжей и университетов преподавалась социология. А к 1910 г. в Америке почти не осталось ни одного университета, где не было бы кафедры социологии. В России только в 1911 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра (частная) социологии. Признание социологии в России на государственном уровне произошло только после революции 1917 г., благодаря стараниями Питирима Сорокина социология была введена как обязательная дисциплина изучения в университетах. С 1919 г. по инициативе Сорокина на факультете общественных наук Петроградского университета была создана кафедра и отделение социологии. По форме развитие социологии осуществлялось в двух направлениях: 1. публицистическое 2. академическое Зарождение российской социологии было начато именно в рамках публицистического направления. В 1860-х гг. вышла целая обойма социологических статей и книг с очень оригинальными заявками, авторами которых были Лавров, Михайловский, Южаков, Данилевский, Де Роберти и др. Основными органами периодической печати позитивистского направления в социологии были: «Отечественные записки», «Дело», «Знание», «Юридический вестник». Если в первое время социологические статьи печатались нерегулярно, либо в журналах общего содержания, то со временем в «Вестнике знания» и в «Вестнике психологии» была выделена специальная постоянная рубрика «социология». Начало социологической литературы в России положили вышедшие в начале 70-х - конце 60-х гг. первые социологические работы Лаврова «Исторические письма», «Формула прогресса» Михайловского «Что такое прогресс». Социологические общности на Западе начали создаваться гораздо раньше, чем в России. Особо следует отметить создание в Париже в июле 1893 г. международного социологического института при непосредственном участии Ворбса. В России только в 1916 г. после смерти Ковалевского была предпринята попытка создания российского социологического общества. Но едва начавшаяся деятельность русского «социологического общества имени Ковалевского» (состоял ось 2 заседания) было прервано в 1917-1918 гг. Отношение к социологии со стороны власти после событий 1917 года. После революции процесс институционализации становится еще более интенсивным. 1918-1919 в Ретроградском и Ярославском университетах создаются кафедры социологии. Вводится ученая степень по социологии. Первым ее получил П.А. Сорокин. Появляется первые официальные учебники по социологии. При университетах формируются секции, союзы, ассоциации по изучению общественных наук. В 1919 году был организован Социобиблиографический институт. Основные задачи: популяризация социологических знаний; библиографизация новых явлений в области социальных наук, правительственных и других важнейших мероприятий; ознакомление социологической литературой. С 1919 года начинаются конкретные социологические исследования. Для этого была создана Комиссия. Первое исследование: последствия, вызванные новым законодательством о браках и семье. В 1919 году институт был преобразован в Социологический институт. Выполнял следующие задачи: популяризация социологии, учет и систематизация всех трудов, разработка социальных вопросов путем исследования. Институт объединял как марксистов, так и не марксистов. Проводились публичные лекции. В 1919 году возобновляется работа Русского социологического общества. Председатель Н.И. Кареев. Оно просуществовало до 1920 года. В 1920 году директором стал к.м. Тахтарев, который предложил сформировать Российский социологический институт, но его идею отклонили. В 1921 году институт был закрыт. После его закрытия возобновилась деятельность Русского социологического общества. В 1920 году был создан первый социологический факультет при Петроградском университете. Деканом стал П.А. Сорокин. После Февральской революции социология стала одним из покровительствуемых предметов и была введена во все учебные заведения, в качестве основного предмета. После Октябрьской революции советское правительство поддерживало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого подхода было положение о единстве марксистского социализма и социологии. Однако в 20-е гг. обучение социологии находилось в крайне неблагополучном положении, в связи с отсутствием подготовленных преподавателей социологии. В это время преподавание социологии запретили, а вместо нее ввели социализм и марксизм. Социологию перенесли в исследовательские институты. В 1918 г. отменили ученые степени и звания, обновив тем самым состав реакционных профессоров, и были также отменены вступительные экзамены в вузы. Для неподготовленных к учебе в вузе детей крестьян и рабочих создавались рабфаки. Вуз через коллегии профессоров самостоятельно определял свою политику и отношение к власти, но в 1922 г. их самостоятельность упразднил Совнарком. В 20-30-е гг. происходит размежевание буржуазных и марксистских социологов. Часть из старых профессоров эмигрировало (П.А. Сорокин, П.Б. Струве), другая часть старого поколения преподаватель нашли новое место в советской науке (Н.И. Кареев). Были созданы при университетах кафедры общественных форм, которые породили новое поколение преподавателей марксистов. Основные направления социологической теории в 20-30-е гг. ХХ века. Развивалась теоретическая социология, которая занималась поисками предмета марксисткой социологии, формированию социологии марксизма и поиска ее места в системе общественных наук. Можно выделить следующие направления марксисткой социологии, представителя которых по-разному выделяли структуру, предмет и теорию, а также соотношение между марксисткой теорией и социологией. Первое направление, у которого было много сторонников – отождествление социологии и исторического материализма. Родоначальник Н.И. Бухарин, который сформулировал свои идеи в работе «Теория исторического материализма». В 20-е г. широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Позитивистская социология признавала натурализм, т.е. происходила биологизация общественных процессов. Социология рассматривалась как часть естествознания. Был актуален механицизм, основанный на теории А.А. Богданова. Механицизм отрицал случайности, отстаивал необходимость поиска причинно-следственных зависимостей. Имели места такие течения, как социальный дарвинизм, фрейдизм, социальная рефлексология, фитосоциология, зоосоциология, социология эмпириомонизма, физиологическая социология, социальный энергетизм, ликвидаторство философии и социологии. Были также попытки соединить социальный дарвинизм и марксизм. В это время господствуют крайние формы биологизма. Социальная рефлексология. Идеолог В.М. Бехтерев. Работа «Коллективная рефлексология». Коллективная рефлексология занимает промежуточное звено между рефлексологией (которая заменяет психологию) и социологией. Рефлексология изучает поведение общественных групп. Социология - взаимоотношения и соотношения общественных сил, жизнь собирательной личности. Выделил универсальные законы, которые действуют и в природе, и в обществе: закон противодействия равного действию. Бехтерев - один из основателей социальной психологии, разработал учение о коллективе. Физиологическая социология. Представители: гл. Зеленый, В.В. Савич. Зеленый - ученик Павлова, предложил применить теорию условных рефлексов при изучении социальных групп и общества. Термин «рефлексология» был введен Кареевым. В последствии он был заменен бихевиоризмом. В.В. Савич связывал возникновение религии с типом сексуальности, а крупного производства, буржуазии и классовой борьбы - с пищевой реакцией. Считал, что метод условных рефлексов позволяет изучать влияние голодовки на функции мозга, Фитосоциология. Идеолог Пачосский И.К. Работа «Основы фитосоциологии». Представители: В.Н. Сукачев, М.А. Бубликов. Социология - раздел биологии. Сукачев: социология изучает общество людей, их взаимодействия. Фитосоциология - внутренние взаимодействия растительных сообществ. Бубликов: социология - дочь биологии. Борьба за существование лежит в основе всякого рода социальных отношений. Борьба за существование - фундамент современной социологии. Зоосоциология. Представитель: М.А. Мензбир. Работа «Формы общественного строя у животных». Биология исследует общество вообще. Изучение общественной жизни людей надо начинать с изучения общественной жизни низших животных, там искать задатки душевных явлений. Изучает семейную жизнь пчел. В роде пчел он видит два начала: семейную и государственную. У муравьев он отмечал республиканскую форму правления. Социология - отдел биологии, который изучает законы образования обществ. Социология эмпириомонизма. Идеолог А.А. Богданов. Труд - социально-организованная система рефлексов, в связи с тем исторический материализм - социальная рефлексология. Применял энергетическую трактовку исторического материализма. Энергия исходит из социальной активности людей, без нее она не возможна. Коммунистическая партия провела решительную борьбу против таких новых направлений, как социальной рефлексологии, фито- и зоосоциологии, а также социологии эмпириомонизма. Развитие марксистской социологии в 20-30-е годы. Для первой и частично второй половины 20-х гг. было характерно абстрактное представление о предмете социологии. С конца 20-х п. ученые стремились связать с конкретными общественно-экономическими формациями. Задачей социологии стало изучение возникновения ОЭФ, а также развитие и функционирование. В 20-х гг. в центре дискуссий была работа Бухарина «Теория исторического материализма», а также рассматривались и осмысливались отдельные положения марксисткой теории. Можно выделить два направления: 1 направление: исторический материализм является одновременно частью социологической теории и частью философии, Т.е. социология - часть философии. 2 направление: социологическая теория опирается на принципы исторического материализма, но имеет свой собственный предмет, в отличие от философии она занимается общественными явления и процессами на более низком уровне. Основные положения марксисткой социологии: выделение производственных отношений; понятие «общественно-экономической формации»; смена ОЭФ - естественно-исторический процесс. Теоретические вопросы развивались в зависимости от задач классовой борьбы в стране. 20-е П. творческие годы в истории советской социологии. Социологическая наука в условиях тоталитарного советского государства. В конце 20-30-е гг. свертываются социологические исследования. Началась фальсификация и засекречивание данных. Социология объявляется буржуазной наукой, а термин «социология» полностью изымается из употребления. Это приводит к тому, что развитие социологии отбрасывается назад, прекращает существовать на 30 лет. Триада общественных наук, которая перекрывала все остальные науки: исторический материализм, политическая экономия, научный коммунизм. Социально-политическая обстановка внутри тоталитарного государства способствовала тому, что советская власть перестала нуждаться в объективных данных. 30-е гг. - это время окончательного утверждения марксисткой идеологии. «Второе рождение» социологии. В конце 50-х - начале 60-х гг., период «хрущевской оттепели», происходит «второе рождение» социологии как науки. В начале 60-х гг. КПСС второй раз объявила социологию буржуазной наукой - это связано с тем, что за рубежом шло активное развитие социологии. В это время в науке об обществе господствовали догматизм и схоластика. Социологические исследования были запрещены. Однако власти и советская наука нуждались в эмпирических исследованиях, поэтому встала задача: «вернуть социологию в лоно марксизма». Социологию стали сводить к науке, которая занимается исключительно конкретными социологическими исследованиями. В середине 60х гг. была разработана трехуровневая концепция социологии: общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм); частные социологические теории (разделы научного марксизма), тоже философская наука; конкретные социологические исследования. Социологи и социальные философы стали разрабатывать понятийный аппарат социологии. Представители: В.А. Ядов, Ю.А. Левада, А.Г. Здравомыслов. Развитие специальных социологических теорий и исследований. Специфика: анализировались отдельные аспекты общественного развития; исследования были направлены на укрепление политической власти; развитие получило социальное планирование. Получила развитие методика и техника социологического исследования. Внесли вклад в развитие методики: В.А. Ядов - работа «Методология и процедура социологических исследований», Г.В. Осипов - «Теория и практика социологического исследования» и др. Получил развитие системный подход в работах Юдина э.г. Исследованием сельского хозяйства занималась Т.И. Заславская; сферы труда и промышленной социологии - Ю.Н. Давыдов; социальной структуры общества - н.и. Лапин, О.И. Шкаратан; образа жизни - И.В. Бестужев-Лада; проблем рабочего и внерабочего времени - Б.А. Грушин, г.п. Орлов; семьи - А.Г. Харчев, С.И. Голод, А.И. Антонов; личности - И.С. Кон; образования и культуры - В.Н. Шубкин, Л.Н. Коган; общественного мнения - Б.а. Грушин, ЛЯ. Коган, Ж.Н. Тощенко. Впервые появились попытки обобщения исследований, примером может служить двухтомник под редакцией Г.В. Осипова «Социология в СССР». Объектами исследования стали: рабочие, крестьяне, интеллигенция. Можно выделить и другие работы: «Социология и современность», «Рабочая книга социолога», «Социология и идеология», «Советская социология», «Социология и социализм» (под редакцией Г.В. Осипова). Развивались исследования истории социологии: Г.Ф. Александров, Э.А. Капитонов, И.С. Кон. Продолжение процесса институционализации социологии как науки. В 60-х гг. началось восстановление социологического института. В 1960г. в Институте философии АН СССР был сформирован сектор исследований новых форм труда и быта (затем был создан Институт конкретных социальных исследований под руководством А.М. Румянцева). В середине 60-х гг. была создана лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 г. - Советская социологическая ассоциация, в 1964 г. - на философском факультете МГУ кафедра конкретно-социологических исследований. В университетах страны стали читаться спецкурсы по общей и прикладной социологии. Начинается издание пособий по социологии. С 1974 г. началась публикация журнала «Социологические исследования», первым редактором которого был А.Г. Харчев. Однако оттепель продолжалась недолго и в 1969 г. началось ограничение сферы социологического знания после выхода работы Ю.А. Левады «Лекции по социологии». в 1972 г. Институт конкретных социологических исследований стал называться Институтом социологических исследований, изменилась проблематика исследований и разработок, уволились Н.И. Лапин, В.А. Ядов и др. Издания и исследования подвергались жесткому контролю со стороны советской власти. В 80- гг. при институте был создан Цент опросов общественного мнения для проведения только опросов общественного мнения. Преодолеть административно-приказное вторжение в социологию позволила перестройка. Был снят запрет на развитие теоретической социологии. Главным итогом, завершающим процесс институционализации социологии, было преодоление односторонних взглядов на предмет социологии, ее место в системе общественных наук. Социологический ренессанс. Постсоветская социологическая наука. Социология получила общественное признание. Стало на долгие годы популярным определение социологии, которое сформулировал В.А. Ядов: «социология - наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения». ИСИ распался на два самостоятельных учреждения - Институт социологии РАН и Институт социально-политических исследований РАН. Стало актуальным новое направление - регионология. В Саранске был создан Институт регионологии. Созданы региональные центры социологических исследований, например Уральский центр, который активно развивал теории среднего уровня: социологию личности, социологию культуры, теории социальной структуры. В 1989 г. создано Российское общество социологов, президентом которого стал Н.И. Лапин. В 1993 г. его возглавил В.А. Ядов. Появляются новые социологические журналы и альманахи («Вопросы социологии», «Социология: методология, методы и математические модели»). С 1994 г. при Институте социологии РАН выходит журнал «Социологические исследования». Однако в начале 90-х п. политическая нестабильность и финансовые барьеры задержали развитие периодической социологической литературы. С 1990 г. была учреждена степень по социологии. Таким образом» к настоящему времени в нашей стране сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Появился реальный шанс не только наверстать упущенное, но и преодолеть существующий сегодня разрыв в уровнях развития социологии в нашей стране и на Западе. Перед социологами поставлена задача перейти от изучения отдельных сторон жизнедеятельности общества, анализ которых не отличался глубиной и зачастую носил эпизодический характер и проводился недостаточно развитой методикой и техникой, к проведению фундаментальных и целенаправленных социологических исследований. То есть перед социологами открылись широкие возможности для творческой работы.

Наталка: Тема 21. Особенности становления и развития социологической мысли в России Социально-политические условия и теоретические предпосылки: - реформы Петра - отмена крепостного права (1861) - вступление России на капиталистический путь развития после 1861 - появление новых социальных классов и слоев - зарождение рабочего движения - сохранение на довольно долгое время пережитков крепостного права, что придавало особую историческую специфику и - остроту многим социальным противоречиям в России - влияние западных ученых и социологов - традиции отечественной общественной мысли - увеличение и расширение масштабов эмпирических - исследований социальных проблем русского общества того времени (становление и развитие земской статистики, правовой статистики и т. д.). В. Н. Майков (1823-1847) первым заговорил о создании новой науки в России, социальной философии. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) пытался найти новые пути осмысления социальных фактов, опираясь на единство истории и ее законообразный характер. Большую известность Чаадаев получил благодаря своим «Философским письмам». В середине 19 века многие передовые люди России по разному оценивали значение реформ Петра I, и переход страны на социалистический путь развития. Славянофилы выступали за самобытный путь исторического развития России, который принципиально отличается от западноевропейского пути. Критиковали петровские реформы. Социальный идеал - это община, отрицательно относились к социальному прогрессу. Западники стояли за насильственное внедрение общечеловеческих социальных форм, выступали за развитие России по западноевропейскому пути. Идеи К. Д. Кавелина (1818-1885). Пытался преодолеть недостатки, имеющиеся в течениях западничества и славянофильства. Заложил основы новой социальной науки. Огромное влияние на развитие русской социологии оказала идея социализма. К этой идеи впервые обратились славянофилы. В середине 19 века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Потребность в этом осталась и после реформ 60-х годов - отмены крепостного права, реформы земства и судебной реформы. Основной причиной возникновения социологии в России стали процессы, которые происходили в первую очередь в экономической сфере и потребовавшие в связи с этим знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе. Все эти изменения способствовали усилению интереса разных слоев русского общества к социальным проблемам. Во второй половине 19 века Россия стремительно переходила на рельсы новой, индустриальной цивилизации. С помощью старой социальной философии эти проблемы решить было невозможно. Идея о необходимости новой науки, которая должна изучать общественные явления с целью открытия их естественных законов, начинает распространяться в России в конце 60-х гг. 19 в. В это же время входит в употребление и имя этой новой науки - «социология», данное ей О. Контом. Естественнонаучные предпосылки возникновения теоретической социологии; в 30-40-е гг. 19 в. на первый план развития науки (создание клеточной теории Шванном и Шлейденом, эволюционная теория Дарвина). Институциональное развитие социологической науки в дореволюционной России. Это первый этап институционального развития социологической науки - 1860-1890 гг. развитие социологии как и на западе происходило в тесной связи с позитивизмом. Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества о закономерностях общественного развития о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально историческом развитии общества. Развитие социологии в это время шло в рамках натуралистического и психологического направления. Натуралистическое направление представили идеологи географического детерминизма: Мечников «Цивилизация и великие исторические реки» (выделял три периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией он связывает основной закон развития культуры) и органицизма: Стронин, Лилиенфельд (Общество, по мнению Лилиенфельда, есть организм, и обладает всеми отличительными чертами организма - единство, целесообразность, специализация органов и т. д. Оно состоит из нервной системы, основу которого составляют нервные клетки - люди, входящие в данное общество, и из междуклеточной ткани - это все то, что создано людьми (дома, железные дороги, книги, деньги и пр.)) Субъективная школа социологии: Лавров, Михайловский. (Инструмент социолога – субъективный метод, предмет – субъективный элемент – принцип «сопереживания» социолога изучаемому объекту). Представителями психологического направления были Де Роберти, Кареев, Коркунов. (Изучение психологического механизма и соц. форм проявления поведения индивидов и групп. Общество – совокупность психических связей, взаимодействий, явлений, процессов, характерных для межличностных отношений). Особое место в этот период занимали плюралистская школа Ковалевского. Второй период – кон. 1880х гг. – нач. 1890х гг. – господство неокантианства. Антипозитивистское течение. (Б. А. Кистяковский – справедливость – ценность, нормативность; П. И. Новгородцев – нравственная личность – объект; Л. И. Петражицкий – нормы – правовые и моральные; В. М. Хвостов – пргресс – духовный процесс). Общественная жизнь нельзя рассматривать как разновидность естественного процесса. В ней необходимо видеть культурно – ценностные аспекты человеческого поведения, обладавшие уникальными, неповторимыми особенностями). Третий период: господство неопозитивизма – начало 1900 – 1920-30е гг. (Сорокин – соц. поведение; Звоницкая – общение – подражание; Тахтарев). Необходимо исследование соц. поведения, соц. связей, соц. взаимодействия, соц. общения. Также развитие «христианской социологии» (Бердяев, Булгаков). Усиление легального и ортодоксального марксизма. (Ленин, Плеханов). Возникновение академической социологии в России (М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Сорокин). Развитие и становление академической (университетской) социологии на Западе и в России шло по - разному. На Западе социология становится университетской наукой значительно раньше, чем в России. Уже в 1876 г. в Йельском университете У. Самнер прочитал первый курс, носивший название социология. В 1890 г. в Гельсингфорсе Е. Вестмарк открыл курс социологии. С 1889 г. социология во Франции была уже сделана университетской дисциплиной. В Америке во вновь созданном в 1892 г. в Чикагском университете появился первый в мире социологический департамент (факультет), основателем и первым деканом которого был Смолл. В 1894 г. Гидденс основал первую в США кафедру социологии в Колумбийском университете. В США к 1900 г. уже 227 из существующих 683 колледжей и университетов преподавалась социология. А к 1910 г. в Америке почти не осталось ни одного университета, где не было бы кафедры социологии. В России только в 1911 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра (частная) социологии. Признание социологии в России на государственном уровне произошло только после революции 1917 г., благодаря стараниями Питирима Сорокина социология была введена как обязательная дисциплина изучения в университетах. С 1919 г. по инициативе Сорокина на факультете общественных наук Петроградского университета была создана кафедра и отделение социологии. По форме развитие социологии осуществлялось в двух направлениях: 1. публицистическое 2. академическое Зарождение российской социологии было начато именно в рамках публицистического направления. В 1860-х гг. вышла целая обойма социологических статей и книг с очень оригинальными заявками, авторами которых были Лавров, Михайловский, Южаков, Данилевский, Де Роберти и др. Основными органами периодической печати позитивистского направления в социологии были: «Отечественные записки», «Дело», «Знание», «Юридический вестник». Если в первое время социологические статьи печатались нерегулярно, либо в журналах общего содержания, то со временем в «Вестнике знания» и в «Вестнике психологии» была выделена специальная постоянная рубрика «социология». Начало социологической литературы в России положили вышедшие в начале 70-х - конце 60-х гг. первые социологические работы Лаврова «Исторические письма», «Формула прогресса» Михайловского «Что такое прогресс». Социологические общности на Западе начали создаваться гораздо раньше, чем в России. Особо следует отметить создание в Париже в июле 1893 г. международного социологического института при непосредственном участии Ворбса. В России только в 1916 г. после смерти Ковалевского была предпринята попытка создания российского социологического общества. Но едва начавшаяся деятельность русского «социологического общества имени Ковалевского» (состоял ось 2 заседания) было прервано в 1917-1918 гг. Появление социологических журналов. На Западе уже в конце 19 в. начали создаваться специальные социологические журналы. В 1893 г. Уормс создал международное обозрение в социологии. В 1895 г. Смолл начал издавать американский социологический журнал. В 1896 г. Дюркгейм создал «Социологический ежегодник», который представлял собой нечто вроде исследовательского института. В России первый специальный социологический журнал «СОЦИС» был создан только в 1974г. (до середины 80-х гг. единственный специальный журнал). В связи со сложной политической обстановкой в стране, общественного переустройства российская социология постоянно была политизирована, в отличие от запада, где социология была политически индеферентна. Если западное правительство всячески поддерживало развитие социологии, то российское правительство вплоть до 1905 г. препятствовало этому. В 1901 г. в Париже Ковалевским и де Роберти была создана Русская высшая школа общественных наук. Эта школа была, по сути, первым специализированным социологическим учебным заведением в мире. В ней выступали с лекциями ведущие социологи Европы того времени, а также многие ведущие политические деятели России и мира. Царское правительство было серьезно обеспокоено тем вниманием, которое привлекала к себе Школа в России и за рубежом. Оно сделало все, чтобы Школа эта была закрыта. Просуществовав более пяти лет, Русская школа в Париже закрылась в 1906 году. А в 1908 г. Ковалевский вместе с де Роберти, Бехтеревым, Гамбаровым открывают Психоневрологический институт в Петербурге. Именно с этого года впервые существует в России социологическая кафедра, которую возглавил де Роберти и впервые читаются обязательные курсы по социологии.

Наталка: Тема 23. Функции политической системы Понятие «политическая система» – это опреде¬ление организованной на единой нормативно-цен¬ностной основе совокупности взаимодействий (от¬ношений) политических субъектов, связанных с осу¬ществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм власти отношений – государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа – определенное сообщество людей (национальное или интернациональное). Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором. Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или, условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности: 1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.); 2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов; 3) дистрибутивная – способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее; 4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость. Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма. Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации». Разумеется, они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов. Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества: Первое. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе. Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов. Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики. Второе. Политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации. Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Третье. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения . Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.). Пятое – защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы. Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей. Переход на следующий – внутренний уровень функционального анализа системы – представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на «входе» и «выходе» системы (функции процесса): а) артикуляция процессов – выражение требований власти (обращение с просьбой, протестная деятельность); б) агрегация интересов – деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются в партийные программы; в) определение полит. курса; г) осуществление полит. курса и выполнение судебных процессов Функции системы: а) социализация – выработка, закрепление, трансформация полит. значимых установок в обществе; б) рекруитирование – отбор людей для полит. деятельности; в) коммуникация – движение информации.


Наталка: Итак, вроде все темы есть и все 3 части готовы!!!!!!!!!!!!!!!! Дело осталось за малым все это выучить и найти 27 тему(во второй части госов), которая еще не готова!!!!!!!!!!!!!!! Всем огромной удачи!!!!!!!!!!!



полная версия страницы